Главная > Каталог станков > Токарные станки > Станки токарно-винторезные > 162к

162 (26А) Станок токарно-винторезный универсальный
Паспорт, руководство, схемы, описание, характеристики

162 Общий вид токарно-винторезного станка







Сведения о производителе токарно-винторезного станка 162к (26А)

Производитель токарного станка 162к (26А) - Московский станкостроительный завод "Красный пролетарий" им. А.И. Ефремова, основанный в 1857 году.





Станки, выпускаемые Московским станкостроительным заводом Красный пролетарий, КП


162к (26А) Станок токарно-винторезный универсальный. Назначение и область применения

Универсальный токарно-винторезный станок модели 162к - один из вариантов станка ДИП-200, как и все другие ДИПы, разработан и производился на Московском станкостроительном заводе Красный Пролетарий с 1930-х по 1940-е годы.

Токарный станок 162к предназначен для выполнения самых разнообразных токарных работ, в том числе для нарезания резьб: метрической, дюймовой, модульной.


Токарно-винторезные станки с обозначением 162

  • 162 - Астраханский станкостроительный завод, Новосибирский завод
  • 162к (26А) - Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий»
  • 162мсс - Корсунь шевченковский станкостроительный завод
  • 162сп - Куйбышевский станкостроительный завод

История серии токарно-винторезных станков от ДИП-200 → 1а62 → 1к62 → 16к20 → МК6056

В 1930 году на Московском станкостроительном заводе "Красный пролетарий" было принято решение о разработке нового станка токарного, стандартного, сокращенно ТС. Несколько позже его переименовали в ДИП-200 – Догоним И Перегоним, по главному лозунгу первой пятилетки, где 200 - высота центров над станиной. В качестве прототипа был избран токарно-винторезный станок немецкой фирмы VDF. В апреле 1932 года началась подготовка выпуска первой партии станков ДИП-200.

25 апреля 1932 года был собран и опробован первый советский универсальный токарно-винторезный станок с коробкой скоростей - ДИП-200. К концу 1932 года было выпущено 25 ДИПов.

В 1934 году осваивается выпуск станков ДИП-300, ДИП-400, ДИП-500. Впоследствии производство этих станков было передано на Рязанский станкостроительный завод. Производство станка ДИП-500 было, также, передано на Коломенский завод тяжелых станков КЗТС.

В 1937 году в ЭНИМС был разработан типаж (номенклатура типов и размеров) станков и принята единая система условных обозначений станков. По новой системе обозначений первый ДИП-200 стал называться 1Д62. Но абревиатура ДИП-200 сохранилась и по сей день - для обозначения токарного станка с высотой центров над станиной равной или близкой 200 мм.

В 1940 году завод выпустил станок 162К (26А) - один из вариантов ДИП-200.

В 1945 году завод переходит на выпуск модернизированного станка ДИП-200 (ДИП-20М, 1д62м).

В 1948 году завод переходит на выпуск станка 1А62.

В 1949-1953 году без остановки производства осуществлен переход на поточное производство токарного станка 1А62. Также в разные годы выпускались: 1620, 1Б62, 1м620, 1622.

В 1954 году был изготовлен опытный образец станка 1К62, серийное производство которого было запущено в 1956 году.

В 1956 году завод перешёл на крупносерийный выпуск нового станка 1К62. За последующие 18 лет, в течение которых они изготавливались, было выпущено 202 тысячи таких станков.

Выпускались модификации, изготовленные на базе токарно-винторезного станка 1к62: 1к625, 1к620, 1к62Б повышенной точности и др.

В 1965 году завод выпустил токарно-винторезный станок повышенной точности 16Б20П, который стал переходной моделью между 1к62 и 16к20. Коробка подач 16Б20П.070.000 и фартук 16Б20П.061.000 этого станка стали стандартом для всех последующих моделей этой серии.

В 1971 году была изготовлена опытная партия станков 16К20, в 1972 году на Лейпцигской ярмарке станок 16К20 был удостоен золотой медали.

В 1972—1973 проводилась реконструкция завода в связи с выпуском новой модели станка 16К20. Осваивается серийное производство этих станков. К концу года с конвейера сходит до 1000 таких станков в месяц. На экспорт отправляется около 10 процентов.

На основе базовой модели токарно-винторезного станка 16К20 было изготовлено множество модификаций, в том числе: 16К25, 16К20М, 16К20П, 16К20В, 16К20Г, 16К20К, 16К20Ф1, 16К20ПФ1, 16К20ВФ1 и др.

Станки с ЧПУ 16К20Ф3, 16К20Ф3С32, 16А20Ф3, 16К20Т1.

В 1988 году производство станка модели 16к20 прекращено. На смену ему пришли токарно-винторезные станки серии МК: МК6046, МК6047, МК6748, МК6056, МК6057, МК6758.





Станина токарно-винторезного станка 162

Станина токарно-винторезного станка 162

Станина токарно-винторезного станка 162. Смотреть в увеличенном масштабе



Станина токарно-винторезного станка 162

Станина токарно-винторезного станка 162, г. Новосибирск

Станина токарно-винторезного станка 162, г. Новосибирск. Смотреть в увеличенном масштабе



Фото токарно-винторезного станка 162к

Фото токарно-винторезного станка 162к

Фото токарно-винторезного станка 162к


Фото токарно-винторезного станка 162к

Фото токарно-винторезного станка 162к

Расположение органов управления токарно-винторезным станком 162

Расположение органов управления токарно-винторезным станком 162

Расположение органов управления токарным станком 162

Расположение органов управления токарно-винторезным станком 162. Смотреть в увеличенном масштабе



Перечень органов управления токарным станком 162

  1. Три рукоятки для установки чисел оборотов шпинделя
  2. Рукоятка для установки нарезания правой или левой резьбы
  3. Рукоятка для установки величин резьб и подач
  4. Рукоятка для включения ходового винта или ходового вала
  5. Рукоятка для установки величин резьб и подач (рычаг Нортон)
  6. Рукоятки останова и переключения правого и левого хода станка (при перемене вращения шпинделя одновременно меняется и направление хода суппорта)
  7. Рукоятка для поворота и закрепления резцовой головки суппорта
  8. Рукоятка для ручной поперечной подачи суппорта
  9. Рукоятка для передвижения верхней части суппорта
  10. Маховичок для передвижения суппорта вдоль станины
  11. Рукоятка для включения фрикциона продольного хода суппорта
  12. Рукоятка для включения фрикциона поперечного хода суппорта
  13. Рукоятка для переключения правого и левого хода суппорта при обточке
  14. Рукоятка для включения гайки ходового винта
  15. Рукоятка для закрепления пиноли задней бабки
  16. Маховичок для передвижения пиноли задней бабки
  17. Выключатели электронасоса и линейный
  18. Выключатели местного освещения станка.

Управление вышеперечисленными рукоятками необходимо производить согласно указаниям, которые даны ниже.

Среднее положение рукояток 6, из которых одна находится справа у коробки подач, а другая — слева у фартука, дает останов станка с выключением мотора. Нижнее положение дает прямой ход станка, а верхнее — обратный ход.

Скорости переключаются так: правой рукой ставят рукоятку 6 в среднее положение, затем левой рукой переводят рукоятку 1 в новое положение, указанное в таблице для получения необходимого числа оборотов шпинделя, и, продолжая нажимать на рукоятку 1 в том же направлении, включают рукоятку 6 вниз, тем самым пуская станок на прямой ход.

Величина подачи и шаг нарезаемой резьбы получаются с помощью рукояток 3 и рычага Нортон 5, которые устанавливаются согласно таблице, находящейся на крышке коробки подач. При этом надо [поставить рукоятку 4 в верхнее положение для включения ходового вала, а в нижнее для включения ходового винта.

При горизонтальном положении рукояток 11 и 12 фрикционы включены, а при наклонном — выключены.

В верхнем положении рукоятки 13 суппорт перемещается к шпинделю, а в нижнем — от шпинделя.

Маточная гайка включается нажатием рукоятки 14 вниз.

При смещении задней бабки от себя надо ослабить передний винт 18, а задний подтянуть. При смещении задней бабки на себя ослабляется задний винт и подтягивается передний.





Схема кинематическая токарно-винторезного станка 162

Схема кинематическая токарно-винторезного станка 162

Кинематическая схема токарного станка 162

Схема кинематическая токарно-винторезного станка 162. Смотреть в увеличенном масштабе



Станок приводится в движение индивидуальным электродвигателем, от которого вращение передается ремнем на шкив 8 коробки скоростей. Шкив сидит жестко на валу I, на котором заклинены шестерни Z=28 и Z=20. С вала I вращение может быть передано валу II либо через шестерни Z=28 и Z=66, либо — Z=20 и Z=74. Шестерни Z=74 и Z=66 сидят на валу II вхолостую и могут быть сцеплены с валом зубчатой муфтой а, скользящей по шлицевому валу. На валу II сидят вхолостую шестерня Z=48 и двойной блок шестерен Z=73 и Z=22. Шестерни Z=48 и Z=73 зацепляются с двойным блоком Z=64, Z=39, а шестерня Z=22 с шестерней Z=74, сидящей на шпинделе вхолостую. При включении зубчатой муфты С влево вращение от вала II передается к шпинделю либо через передачу Z=48 и Z=64 включением муфты влево, либо через передачу Z=73, Z=39 включением муфты вправо. При включении муфты С вправо вращение от вала передается к шпинделю; при включении муфты влево — через передачу с числом зубьев 48·39·22 / 64·73·74 , муфта С должна быть включена вправо с шестерней Z=74.

Схема вкючения скоростей токарно-винторезного станка 162

Схема вкючения скоростей токарного станка 162


Движение от шпинделя к суппорту передается через трензель, который служит для переключения направления вращения ходового винта при нарезке левых резьб. С трензеля движение передается на гитару со сменными шестернями, служащую для передачи движения от трензеля к коробке подач и для настройки цепи подач на нарезку дюймовой, метрической и модульной резьбы.

В коробке подач движение с вала I можно передать на вал II через пару шестерен Z=18 и Z=72 или Z=60 и Z=30, таким образом вал II имеет две скорости. Движение с вала II на вал III передвижение с Вала III на вал IV передастся через одну из пар шестерен: 48/24; 36/36; 24/48

Включение соответствующей передачи производится перемещением шестерни Z=36 с кулачковой муфтой, сидящей на валу на скользящей шпонке. Коробка дает 2 X 8 X 3=48 различных подач.

Движение от коробки подач можно (передать ходовому винту или ходовому валу. Это достигается переключением муфты d, выполненной как одно целое с шестерней Z=24. При сцеплении шестерен 24/48 вращение передается ходовому валу, а при сцеплении муфты d и е — ходовому винту.

На ходовом валу, на скользящей шпонке, садят две шестерни Z=27 реверсивной конической передачи. В зависимости от сцепления той или другой из шестерен Z=27 с шестерней Z=67 изменяется направление подачи. На одном валу с шестерней Z=67 сидит на шпонке шестерня Z=20, передающая вращение или к винту поперечной подачи через шестерни с числом зубьев 20·69·40 / 82·40·20 или к реечной шестерне Z=12 через передачу с числом зубьев 20·24 / 82·92. Продольная и поперечная подачи включаются коническими фрикционами.

Ручная продольная подача осуществляется маховиком, связанным через передачу Z=15, Z=92 с реечной шестерней, а ручная поперечная — рукояткой, сидящей непосредственно на винте поперечной подачи.

Подача по ходовому винту осуществляется включением маточной гайки.


Конструкция токарно-винторезного станка 162

Станина

Суппорт станка и задняя бабка перемещаются по направляющим станины. Передняя усиленная направляющая СЛУЖИТ для перемещения суппорта, задняя — для перемещения задней бабки.

Во избежание боковых перекосов суппорта передняя направляющая расположена в одной плоскости с ходовым винтом и рейкой.

Станина имеет диагональные ребра жесткости.

Ножки станины коробчатой формы.




Электропривод

Станок получает движение от электродвигателя трехфазного переменного тока (50 периодов в секунду) с короткозамкнутым якорем. (Данные электродвигателя указаны ниже в характеристике станка).

Электродвигатель устанавливается на горизонтальной плите А331 (фиг. 4), качающейся в специальных проушинах, прилитых к передней ножке.

Натяжение ремня осуществляется поворотом плиты. Поворот плиты достигается подвертыванием гаек 351 натяжного болта 335.

Коробка скоростей

Развертка коробки скоростей токарно-винторезного станка 162

Развертка коробки скоростей токарного станка 162

Развертка коробки скоростей токарно-винторезного станка 162. Смотреть в увеличенном масштабе



Разрезы коробки скоростей токарно-винторезного станка 162

Разрезы коробки скоростей токарного станка 162

Разрезы коробки скоростей токарно-винторезного станка 162. Смотреть в увеличенном масштабе



Коробка скоростей (фиг. 5, 6 — см. вклейку). Приводной шкив Б503 сидит на шарикоподшипниках, на втулке А538, закрепленной в корпусе коробки скоростей, отчего усилия натяжения в ременной передаче воспринимаются втулкой и не передаются валу В518. Шкив связан с валом В518 фланцем Б529, сидящим на многошпоночном конце вала. Вал В518 смонтирован на одном шариковом и двух конических роликовых подшипниках. Зазор в конических роликоподшипниках регулируется подтягиванием нарезанной втулки А511, законтриваемой гайкой 542.

На правой части вала смонтирован пластинчатый тормоз. На валу, на шпонке, неподвижно закреплена гильза 584 с рядом шпоночных канавок. В корпусе коробки закреплена втулка 581, имеющая ряд пазов. Диски 164 тормоза попеременно (через один) сцеплены своими выступами с гильзой и втулкой. Таким образом, ряд дисков неподвижно связан с корпусом, промежуточные диски вращаются вместе с валом. В момент торможения диски сжимаются, а вращающиеся диски силой трения сцепляются с неподвижным и останавливают вращение вала. Торможение осуществляется перемещением в осевом направлении рейки 553. Рейка сидит свободно на валике Г526 и удерживается от вращения шпонкой 564. Осевое давление при включении и выключении тормоза воспринимается упорными шарикоподшипниками. Валик Г526 связан с муфтой 589 штифтом 583, проходящим через продольный паз приводного вала. При перемещении муфты закрепленные в ней штифты 587 надвигаются на скос кулачков 585 и поворачивают их около осей, закрепленных во втулке 580, неподвижно сидящей на валу. При этом кулачки нажимают на шайбу 592 я сжимают диски. (Сила нажатия регулируется гайками 596, которыми можно поджать неподвижную шайбу 595.

Тормоз механически сблокирован с рукояткой пуска и останова мотора.

Промежуточный вал 556 смонтирован на двух конических роликоподшипниках. Регулировка подшипников производится стопором 154. Шестерни на валу вращаются вхолостую на бронзовых втулках. Осевые давления воспринимаются упорными шарикоподшипниками.

Шпиндель станка

Шпиндель станка 597 вращается в бронзовых подшипниках. Передняя коническая его шейка вращается во вкладыше 695 с бронзовой заливкой. Зазор в подшипнике регулируется подтягиванием втулки Б95 гайкой Л94. Гайка стопорится болтом 285. На задней цилиндрической шейке шпинделя надета стальная закаленная гильза 98, вращающаяся во втулке А96 с бронзовым вкладышем. Осевые давления влево воспринимаются упорным шарикоподшипником, вправо — стальным кольцом 99. Осевой люфт регулируется гайками 699. Так как задняя часть в осевом направлении закреплена неподвижно, то при нагревании шпиндель удлиняясь перемещается вперед. Таким образом автоматически регулируется зазор в переднем подшипнике шпинделя.

Все три рукоятки коробки скоростей имеют аналогичную конструкцию (фиг. 6). На одном валу 559 с рукояткой А312 сидит вилка 214 (фиг. 5). Бронзовые сухари 20 (фиг. 6), вращающиеся около осей, закрепленных в вилке, заходят в кольцевой паз муфты. При повороте рукоятки сухари перемещают муфту в осевом направлении.

Требуемое положение рукоятки фиксируется шариком 732. Для совпадения осей шпинделя, задней бабки и сохранения параллельности оси шпинделя и направляющих суппорта корпус коробки центрируется направляющей задней бабки. Он крепится к станине шестью болтами, причем два передних болта пропущены сквозь приливы корпуса и ввертываются в станину. В средней части болт 666 (фиг. 6) пропущен изнутри через корпус бабки и ввернут в станину; болт 664 пропущен через направляющую и ввернут в корпус. Задняя часть корпуса прижимается к станине планкой 71 и двумя болтами 142, ввернутыми в корпус.

Монтаж и демонтаж передней бабки значительно облегчаются тем, что вал II в собранном виде можно вынуть из корпуса или поставить на место. Для извлечения вала II необходимо в отверстие детали 4 (рис. 5) вместо пробки ввернуть болт. Вращением болта вал перемещается вправо и выжимает наружное кольцо подшипника. После этого вал легко вынимается из корпуса.




Трензель и гитара сменных шестерен

Трензель и гитара сменных шестерен токарно-винторезного станка 162

Трензель и гитара сменных шестерен токарно-винторезного станка 162

Трензель и гитара сменных шестерен токарно-винторезного станка 162. Смотреть в увеличенном масштабе



Трензель и гитара сменных шестерен (фиг. 7). Механизм трензеля (фиг. 7 и 5) состоит из шестерен Z=48, Z=36, Z=33, Z=48. Для изменения направления подачи корпус трензеля поворачивается вокруг втулки А16 и в требуемом положении закрепляется гайкой 110 (фиг. 5). Правильность сцепления шестерен, при переключении трензеля, регулируется установочными стопорами, которые ограничивают угол поворота корпуса.

Гитара сменных шестерен вращается вокруг оси вала коробки подач и закрепляется в требуемом положении гайкой 34 (фиг. 7). Футляр А2 гитары и трензеля сидит на двух направляющих шпильках 13 и крепится гайкой 32. При необходимости получить доступ к гайкам для регулировки осевого люфта шпинделя гайка 32 отвинчивается и весь футляр сдвигается влево па величину, допускаемую штифтами 42.

Коробка подач

Коробка подач токарно-винторезного станка 162

Коробка подач токарно-винторезного станка 162

Коробка подач токарно-винторезного станка 162. Смотреть в увеличенном масштабе



Коробка подач (фиг. 8 — см. вклейку). Корпус коробки подач крепится к станине станка. В коробке подач, благодаря (наличию у нее крышки, можно производить осмотр и мелкий ремонт, не снимая со станка.

Вращение от сменных шестерен передается валу 70 коробки подач. Вал 70 смонтирован в двух конических роликоподшипниках. Осевой люфт регулируется подтягиванием нарезанной втулки 52, законтриваемой стопором 128.

Осевое давление воспринимается стаканом 24 через два конических роликоподшипника и вал 71.

Многошпоночный вал 69 также смонтирован на конических роликоподшипниках. Осевой люфт регулируется стопором 133. Средняя часть вала поддерживается шарикоподшипником, сидящим на шлицевой втулке 50; от осевого смещения втулка удерживается двумя пружинными кольцами.

Вдоль вала скользит рычаг Нортон; вместе с этим рычагом перемещается шестерня Z=24, увлекаемая торцами втулок 20 и 16, запрессованных в корпус. На пальце 75 сидит накидная шестерня. Требуемые положения рычага Нортон фиксируются рукояткой 77 и коническим штырем 78, который под действием пружины заскакивает в соответствующее гнездо.

Вал А68 также смонтирован на конических роликоподшипниках, регулируемых стопором 132. Осевое давление воспринимается пробкой А62.

Передвижным блоком шестерен Z=30 и Z=72 управляет рукоятка А, сидящая на одном валу с рычагом 11. Вилкообразный палец 18 рычага охватывает шестерню Z=72 блока и при повороте рычага перемещает ее.

Шестерней Z=36 управляет рукоятка В, сидящая на одном валу с рычагом 10. Сухарь, сидящий на пальце 147 рычага 10, заходит в кольцевой паз шестерни.

Ходовой винт станка связан штифтом с втулкой 99. С другого конца втулки закреплена штифтом кулачковая муфта 93. Ходовой винт включается сцеплением кулачковой шестерни 24 с муфтой 98. Осевое давление воспринимается упорным шарикоподшипником. Люфт регулируется гайками 110.

К ходовому валу вращение передается шестерней Z=48, закрепленной штифтом на втулке 48. В передней части втулки нарезаны внутренние зубья. На ходовом валике закреплена втулка 14 с наружными зубцами (фиг. 14). В конце хода суппорт нажимает на упорное кольцо, закрепленное на ходовом валике, и последний вместе с суппортом перемещается влево, пока зубья не выйдут из зацепления. При этом втулка 49 сжимает кольцом 17 пружину. Освобождаясь, валик под действием пружины становится на место. Аналогичное действие получается при перемещении суппорта вправо. В этом случае пружина сжимается самой втулкой 14 через промежуточное кольцо.

Фартук

Фартук (фиг. 9 — см. вклейку). В корпусе фартука коробчатой формы смонтированы механизмы, сообщающие продольное движение салазкам и поперечное движение поперечному суппорту.

Конические шестерни Z=27 и Z=27 сидят на ходовом валу на скользящей шпонке. В кольцевые выточки шестерен заходят вилки 26, сидящие на общей тяге 287. При перемещении тяги одна из двух шестерен входит в зацепление с конической шестерней Z=67. Переключением шестерен управляет рукоятка, сидящая на одном валу с вилкой 282, в паз которой заходит штифт хомутика 283, закрепленного на тяге 287. В среднем положении тяги подача по ходовому валу выключена.

Продольная подача включается рукояткой 172. Шестерня 42 находится в постоянном зацеплении с шестерней А44 и сидит вхолостую на валике 28. На этом же валике садит вхолостую шестерня Z=24, на втулке которой посажен конический фрикцион. При повороте рукоятки 172 валик 28, благодаря эксцентричной форме ее конца, опирающегося на корпус, перемещается вперед и сцепляет коническим фрикционом шестерни Z=82 и Z=24. Осевые давления воспринимаются тремя упорными шарикоподшипниками. Выключение происходит при повороте рукоятки под действием пружины. Аналогичным образом включается механизм поперечной подачи.

Подача по ходовому винту включается замыканием маточной гайки. При повороте рукоятки 81 диск 55, сидящий на одном залу с рукояткой, перемещает своими эксцентриковыми канавками штифты 98, закрепленные в разъемных половинках 105 и 106 маточной гайки. Расстояние между этими половинками при замыкании регулируется стопором 130.

Включение подачи по ходовому винту и ходовому валу сблокировано и одновременное включение обеих подач невозможно. Для этого на тяге 287 закреплен упор А9 и на гайке имеется две бобышки. При включенной подаче по ходовому валу одна из бобышек упирается в упор, вследствие чего гайку замкнуть невозможно. При выключенной подаче упор устанавливается между бобышками и позволяет замкнуть гайку. При замкнутой гайке упор оказывается между бобышками и тягу передвинуть невозможно.

Рукоятка 49 служит для пуска и останова станка. Она сидит в корпусе фартука и вместе с ним перемещается в продольном направлении, скользя на шпонке вдоль валика управления. При повороте рукоятки поворачивается и валик, замыкая — через соответствующую передачу кнопки пускателя мотора (с пускателем сблокирован тормоз).

На маховичке ручной подачи сидит эксцентрик 84, сообщающий поступательное движение поршню смазочного насоса.




Суппорт

Суппорт (фиг. 10 — см. вклейку). Суппорт состоит из трех основных частей: салазок 221, получающих продольное движение, салазок 122, получающих поперечное перемещение, и верхнего суппорта 161. Последний перемещается по салазкам поворотной части, которая может быть установлена под любым углом к оси суппорта. Это дает возможность обтачивать при помощи верхнего суппорта конические поверхности. Поворотная часть снабжена градуировкой для установки на угол и закрепляется в требуемом положении болтами 15 и гайками 33.

Подача салазок и поперечного суппорта может производиться вручную и механически. Подача верхнего суппорта производится только вручную.

Салазки получают продольную подачу вместе с фартуком.

Вращение к винту поперечной подачи 133 передается от механизмов фартука через шестерни Z=20 и Z=40. Гайка винта поперечной подачи состоит из двух половин А4 и A3. Расстояние между обеими половинками может регулироваться для выборки зазора клином 32 и стопором 79. Винт поперечной подачи снабжен лимбом 90 (большого диаметра), обеспечивающим высокую точность отсчета.

Верхний суппорт получает подачу при вращении ручки 41 винта 85. Гайка 5 неподвижно закреплена в корпусе поворотной части.

На верхнем суппорте смонтирована четырехгранная поворотная резцовая державка 181, которую благодаря ее конструктивным особенностям можно поворачивать, не поднимая вверх корпус этим предупреждается попадание стружки между опорными плоскостями. Вместе с тем одна и та же рукоятка служит как для крепления, так и для поворота резцовой державки. Корпус последней вращается около цапфы верхнего суппорта 161. От вертикального перемещения он удерживается гайкой 198. Соответствующее положение корпуса фиксируется пружинящим фиксатором 200. Резцовая державка крепится рукояткой 187, сидящей на шлицевом валике 194. Нижний конец валика с резьбой ввинчен в гайку 195. На шлицевой части валика сидит втулка 59. В торцевой ее поверхности сделаны четыре впадины, в которые заскакивает пружинящий штифт. Рукоятка 187, вращая валик 194, вывинчивает его и ослабляет зажим, затем втулка 199 захватывает пружинящий штифт 193 и поворачивает резцовую державку. При обратном повороте рукоятки державка удерживается на месте фиксатором,

Штифт утапливается, а валик 194, ввинчиваясь в гайку, втулкой 192 державку.

На суппорте может быть установлена задняя резцовая державка.

Плавность хода салазок регулируется планками 29 и болтами 65. Плавность хода поперечного суппорта регулируется подтяжкой клина 131 винтами 24, верхнего суппорта — подтяжкой клина 186.

По обеим сторонам салазок привернуты прижимы с войлоком, защищающие от попадания стружки под каретку.

Задняя бабка

Задняя бабка (фиг. 11). Корпус задней бабки можно вместе с плитой передвигать вручную вдоль станины по малой призматической направляющей. В нужном положении задняя бабка крепится на станине двумя прижимными болтами с гайками 25 и плитками,

Пиноль 10 задней бабки выдвигается винтом 11. Осевое усилие, возникающее при зажиме обрабатываемой детали в центрах, воспринимается упорным шарикоподшипником. Пиноль задней бабки закрепляется в нужном положении двумя зажимными втулками 14 и 15, которые стягиваются рукояткой 12 с нарезкой.

В конструкции задней бабки предусмотрено смещение центра для точения конусов. Смещение получается на 20 мм в каждую сторону от оси центров при помощи двух винтов 21. Для установки корпуса задней бабки по линии центров во время обычной работы или при смещении для точения конусов винты законтриваются.

Для выжимания центра из конуса пиноли втягивают пиноль в корпус бабки до конца и тогда конец винта вытолкнет центр из пиноли.

В отверстии для центра предусмотрен специальный паз, куда входит хвостовая часть инструмента (сверла, развертки и т. п.).

На пиноли имеется шкала для измерения глубины сверления с миллиметровыми делениями.

Люнеты

Люнеты (фиг. 12, 13). Обработка тонких цилиндрических деталей или очень длинных требует дополнительных опор. Для этого на токарно-винторезных станках применяются подвижные в неподвижные люнеты. Подвижный люнет крепится на каретке, а неподвижный на направляющих станины при помощи плитки и болта с гайкой. Кулачки подвижного люнета поддерживают уже проточенную часть заготовки (вначале идет резец, а затем кулачки подвижного люнета).

Механизм включения мотора

Механизм включения мотора (фиг. 14 —см. вклейку). Включение и выключение мотора производятся поворотом валика, идущего вдоль станины, при помощи рукоятки на фартуке либо рукоятки 115. Вращение передается через пару конических Z=22 и цилиндрических шестерен 152/160 на барабанчик А157, включающий шариками 169 контактное устройство 170 пускателя. На валике 159 барабанчика А157 сидит кривошип 153. Он связан тягой с кривошипом 118, сидящим на валике шестерни, перемещающей рейку тормоза. В нижнем положении кривошипа, соответствующем выключенному двигателю, тормоз включен. При включении правого или левого вращения двигателя тормоз выключается.





Электросхема станка, электродвигатели и электроаппаратура

Схема электрическая токарно-винторезного станка 162

Электрическая схема токарного станка 162

Электродвигатели

Главный электродвигатель. Станок оборудован электродвигателем трехфазного тока нормального исполнения с короткозамкнутым ротором. Электродвигатель типа АД-42/4, мощность его 5,8 кВт, при 1440 об/мин., к. п. д. 0,86, номинальная сила 12А, при 380 В и 20,6 А при 220 В.

Двигатель насоса. Подачу охлаждающей жидкости осуществляет электронасос ЭНТС-1, установленный на кронштейне с задней стороны станка. Электронасос состоит из двигателя и насоса, насаженных на один общий вал. Электромотор мощностью 0,1 кВт при 2800 об/мин., напряжение 220/380 В, сила тока 0,81/0,53 А.

Электрическая аппаратура

Магнитный пускатель. Главный электродвигатель управляется реверсивным магнитным пускателем, спаренным из двух пускателей типа ПМ-1. Каждый из пускателей содержит по одному трехполюсному контактору; один из них включает цепь электродвигателя при прямом ходе, а второй — при обратном ходе. Контакторы приводятся в действие от электромагнитов, на которых устанавливается катушка, напряжением в 220 или 380 в, в зависимости от напряжения сети. Во избежание одновременного включения обоих контакторов установлена механическая блокировка. На одном из спаренных пускателей ПМ-1 установлено максимальное тепловое реле, защищающее двигатель от перегрузок. От коротких замыканий это реле защитить электродвигатель не может, так как оно действует не мгновенно, а с некоторой выдержкой времени, которое находится в обратной зависимости от величины перегрузки. Электродвигатель должен защищаться от коротких замыканий плавкими предохранителями, устанавливаемыми вне станка самим заказчиком. Контактор, включающий движение электродвигателя вперед, имеет две пары нормально открытых блокконтактов, которые включают при работе станка электронасос. Таким образом, при обратном ходе электронасос не работает.

Переключающее устройство. Включение, выключение и реверсирование главного электродвигателя производятся рукоятками, из которых одна расположена у фартука, а другая — у передней бабки. Рукоятки насажены на вал, связанный зубчатой передачей с валиком переключателя хода. Этот аппарат, в зависимости от положения рукоятки, замыкает цепь той или иной катушки магнитного пускателя (см. электросхему станка, фиг. 15).






Технические данные и характеристики станка 162к

Наименование параметра ДИП-200
(1д62м)
162к
(26а)
1А62 1К62
Основные параметры
Наибольший диаметр заготовки, обрабатываемой над станиной, мм 410 420 400 400
Наибольший диаметр заготовки, обрабатываемой над суппортом, мм 210 220 210 220
Наибольшая длина заготовки, обрабатываемой в центрах (РМЦ), мм 750, 1000, 1500 750, 1000, 1500, 2000 750, 1000, 1500 710, 1000, 1400
Наибольшая длина точения, мм 650, 900, 1400 750, 1000, 1500, 2000 650, 900, 1400
Высота центров над станиной, мм 205
Наибольшее расстояние от оси центров до до кромки резцедержателя, мм 228 228 240
Высота от опорной поверхности резца до оси центров (высота резца), мм 23 23 25 25
Наибольшее сечение державки резца, мм 25 х 25 25 х 25 25 х 25 25 х 25
Наибольшая масса заготовки, обрабатываемой в патроне, кг 500
Наибольшая масса заготовки, обрабатываемой в центрах, кг 1500
Шпиндель
Диаметр сквозного отверстия в шпинделе, мм 38 38 36 47
Наибольший диаметр прутка, проходящий через отверстие в шпинделе, мм 37 37 38 45
Число ступеней частот прямого вращения шпинделя 18 9 21 24
Частота вращения шпинделя в прямом направлении, об/мин 11,5..600 24..596 11,5..1200 12,5..2000
Число ступеней частот обратного вращения шпинделя 9 12 12
Частота вращения шпинделя в обратном направлении, об/мин 18..760 18..1520 19..2420
Размер внутреннего конуса в шпинделе, М Морзе 5 Морзе 5 Морзе 5 Морзе 6
Конец шпинделя фланцевого М90х6 М90х6 М90х6 6К по ГОСТ 12593-72
Торможение шпинделя есть есть есть есть
Материал шпинделя Ст.45 Ст.45 Ст.45
Суппорт. Подачи
Наибольшее перемещение продольной каретки суппорта от руки, мм 650, 900, 1400 750, 1000, 1500, 2000 650, 900, 1400 640, 930, 1330
Наибольшее перемещение продольной каретки суппорта по валику и по винту, мм 650, 900, 1400 650, 900, 1400 640, 930, 1330
Наибольшее перемещение поперечной каретки суппорта от руки, мм 280 244 280 250
Наибольшее перемещение поперечной каретки суппорта по валику и по винту, мм 280 280 250
Продольное перемещение на одно деление лимба, мм нет 1 1
Поперечное перемещение на одно деление лимба, мм 0,05 0,05 0,05 0,05
Поперечное перемещение на один оборот лимба (шаг винта поперечного суппорта), мм 5 5 5
Число ступеней продольных подач 35 35 49
Пределы рабочих подач продольных, мм/об 0,082...1,59 0,07..4,18 0,082...1,59 0,07..4,16
Число ступеней поперечных подач 35 35 49
Пределы рабочих подач поперечных, мм/об 0,027..0,522 0,038..2,26 0,027..0,522 0,035..2,08
Скорость быстрых перемещений суппорта, продольных, м/мин нет нет нет 3,4
Скорость быстрых перемещений суппорта, поперечных, м/мин нет нет нет 1,7
Количество нарезаемых резьб метрических 25 31 19 44
Пределы шагов метрических резьб, мм 1..12 0,5..32 1..12 1..192
Количество нарезаемых резьб дюймовых 30 49 20 38
Пределы шагов дюймовых резьб, ниток/дюйм 24..2 3/4..48 24..2 24..2
Количество нарезаемых резьб модульных 12 22 10 20
Пределы шагов модульных резьб, модуль 0,25..3 0,25..10 0,5..3 0,5..48
Количество нарезаемых резьб питчевых 24 - 24 37
Пределы шагов нарезаемых резьб питчевых 96..7 - 95..7 96..1
Выключающие упоры продольные есть есть есть
Выключающие упоры поперечные нет нет нет
Предохранение от перегрузки есть есть есть
Блокировка одновременного включения продольного и поперечного движения суппорта есть есть есть
Резьбоуказатель нет
Наружный диаметр ходового винта, мм 40 40
Шаг ходового винта, мм 12 12
Диаметр ходового вала, мм 30 30
Резцовые салазки
Наибольшее перемещение резцовых салазок, мм 100 115 113 140
Перемещение резцовых салазок на одно деление лимба, мм 0,05 0,05 0,05
Перемещение резцовых салазок на один оборот лимба (шаг винта резцовых салазок), мм 5 5 5
Наибольший угол поворота резцовых салазок, град ±45° ±360° ±90° ±90°
Цена деления шкалы поворота резцовых салазок, град
Число резцов в резцовой головке 4 4 4 4
Задняя бабка
Диаметр пиноли задней бабки, мм 65 55 70
Конус отверстия в пиноли задней бабки по ГОСТ 2847-67 Морзе 4 Морзе 4 Морзе 4 Морзе 5
Наибольшее перемещение пиноли, мм 150 150 150
Перемещение пиноли на одно деление лимба, мм нет нет 0,05
Величина поперечного смещения корпуса бабки, мм ±15 ±20 ±15 ±15
Электрооборудование
Количество электродвигателей на станке 1 2 2 4
Электродвигатель главного привода, кВт (об/мин) 4,3 5,8 (1440) 7 10
Электродвигатель быстрых перемещений, кВт нет нет нет 0,8
Электродвигатель гидростанции, кВт нет нет 1,1
Электродвигатель насоса охлаждения, кВт нет 0,125 0,125
Насос охлаждения (помпа) ЭТНС-1 ПА-22 ПА-22
Габариты и масса станка
Габариты станка (длина ширина высота) (РМЦ = 1000), мм 2650 х 1315 х 1220 1190 х 2730 х 1350 2650 х 1580 х 1210 2812 х 1166 х 1324
Масса станка (РМЦ = 1000), кг 1750 2350 2105 2140

    Список литературы:

  1. Токарно-винторезный станок 26А (162К). Руководство по обслуживанию, 1940

  2. Ачеркан Н.С. Металлорежущие станки, Том 1, 1965
  3. Батов В.П. Токарные станки., 1978
  4. Белецкий Д.Г. Справочник токаря-универсала, 1987
  5. Денежный П.М., Стискин Г.М., Тхор И.Е. Токарное дело, 1972. (1к62)
  6. Денежный П.М., Стискин Г.М., Тхор И.Е. Токарное дело, 1979. (16к20)
  7. Модзелевский А. А., Мущинкин А.А., Кедров С. С., Соболь А. М., Завгородний Ю. П., Токарные станки, 1973
  8. Схиртладзе А.Г., Новиков В.Ю. Технологическое оборудование машиностроительных производств, 1980
  9. Тепинкичиев В.К. Металлорежущие станки, 1973
  10. Чернов Н.Н. Металлорежущие станки, 1988
  11. Пикус М.Ю. Справочник слесаря по ремонту станков, 1987




Связанные ссылки. Дополнительная информация