АКП 109-6,3 Автоматическая коробка передач (скоростей) для токарно-винторезного станка
схемы, описание, характеристики
Сведения о производителе автоматической коробки скоростей АКП 109-6,3
Производители АКП 109-6,3 - Псковский завод зубчатых колес и Покровский Завод Станочного Оборудования.
АКП 109-6,3 Автоматическая коробка передач (скоростей). Назначение, область применения
Унифицированные автоматические коробки передач серии АКП 109-6,3 (АКС 109-6,3-12М, АКС 109-6,3-32) климатического исполнения О, категории размещения 4.1 по ГОСТ 15150-69 применяются в главном приводе станков токарной, сверлильной и фрезерной групп. Коробки можно использовать в универсальных станках, автоматах и полуавтоматах, в станках с программным управлением.
АКП позволяет сосредоточить в механической передаче все операции управления главным приводом.
- пуск
- торможение шпинделя;
- ступенчатое регулирование скорости (частоты вращения) шпинделя
Кроме того, АКП обеспечивает высокую скорость переходных процессов, защиту деталей главного привода от перегрузок и удобство работы.
АКП обеспечивает ступенчатое регулирование скорости (частоты вращения) шпинделя на холостом ходу или в процессе резания в широком диапазоне с постоянной мощностью.
Привод АКП осуществляется от нерегулируемого или регулируемого электродвигателя.
Принцип работы и особенности конструкции АКП
Автоматическая коробка передач (скоростей) АКП 109-6,3 применяется в разделенном приводе главного движения токарно-винторезных станков 16Г16к, 16Б16к, 16Б16кп, 16л20к, 16л20кп, 16е16кп. Вращение шпинделя осуществляется от реверсивного электродвигателя Ml через АКП и переборную коробку в шпиндельной бабке соединенными поликлиновыми ременными передачами.
Автоматическая коробка скоростей АКП 109-6,3 предназначена для переключения частот вращения шпинделя на холостом ходу и в процессе резания, имеет 7 электромагнитных муфт, включение которых в определенной последовательности позволяет получить 9 ступеней скорости и тормозить шпиндель станка.
Муфта 7 (ЭТМ 56) установлена на среднем валу и предназначена для исключения проворота выходного вала при отключенных остальных муфтах и вращающемся входном вале.
Коробка передач АКП 109-6,3 выполнена в виде самостоятельного узла и состоит из корпуса, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда с расточками для валов, который крепится на задней стенке тумбы левой тумбы станка.
Внутри коробки смонтированы 2 параллельных вала с электромагнитными муфтами и паразитный вал. Путем переключения муфт в различных сочетаниях достигаюются 9 скоростей вращения выходного вала.
В коробке использованы электромагнитные фрикционные муфты с магнитопроводящими дисками и бесконтактным токопроводом:
- ЭТМ 094-1А8 (1,2,3,4,5) - муфта переключения скоростей - 1,31 А
- ЭТМ 124-2А8 (6) - тормозная муфта - 1,34 А
- ЭТМ 056-1А (7) - удерживающая муфта - 0,46 А
Для охлаждения и смазки электромагнитных муфт, подшипников и зубчатых колес в коробке имеется встроенный маслонасос автоматически подающий масло.
По согласованию с потребителем АКП 109-6,3 комплектуется реверсивной клапанной коробкой АКП 1-07-00.
Устройство АКП 109-6,3
В АКП использованы нормализованные электромагнитные муфты с магнитопроводящими дисками и бесконтактным токоподводом типа ЭТМ , , 4. Эти муфты не требуют специального обслуживания, им необходима лишь смазка. Компенсация износа дисков в муфтах происходит автоматически.
Муфты должны включиться в цепь постоянного тока на напряжение не ниже 24 В. Схемы соединений муфт представлены на рис. 8, 9.
В схему управления коробкой для муфт, установленных парами (М2—М3, М4—M5) следует вводить размагничивающие резисторы. Цель введения резисторов — размагничивание выключенной муфты. Например, размагничивание М2 при включенной М3 и наоборот.
Величина сопротивления размагничивающего резистора — 4,5RM,
где RM — сопротивление катушки муфты, Ом.
Для уменьшении пикового значения э. д. с. самоиндукции при отключении муфты следует шунтировать катушку сопротивлением равным (5—8) RM последовательно с диодом или применять другие «искрогасительные» элементы (шунтировании цепочкой RC, стабилитроном и т.д.).
Управление АКП осуществляется от контактной (релейной) пли бесконтактной схемы, управляющие сигналы на которую поступают от ручного пульта, командоаппарата или программного устройства.
Если переключение ступеней скорости шпинделя в процессе резания осуществляется на станках с подачей, зависящей от угловой скорости шпинделя, то переключение муфт может производиться при номинальном напряжений.
В станках с независимой подачей при переключении ступеней скорости шпинделя в процессе резания необходимо форсированное включение муфт.
Параметры форсирования, приблизительное трехкратное форсирование по напряжению, продолжительность импульса 100 — 300 мс. Величина паузы между командами на отключение муфт предыдущей ступени скорости должна находиться в пределах 50..100 мс. Большая пауза для более тяжелых станков.
Работа АКП 109-6,3
После нажатия кнопки "Пуск" на станке включается главный двигатель. Включаются двигатели маслостанций качающих масло на шпиндель и АКП. Шпиндель не вращается и не застопорен.
Переключателем, имеющим 1..9 позиций, выставляем желаемую скорость.
Рукоятку "включения шпинделя" переводим в положение "передний ход". При этом замыкается 2 муфты, одна из которых всегда на первичном валу АКС, а другая на вторичном валу, муфты замыкаются в соответствии с тем, что выбрано переключателем. Шпиндель начинает вращаться.
При переводе рукоятки "включения шпинделя" в положение "стоп", происходит следующее: Две муфты которые были замкнуты - размыкаются, в следующее мнгновение после размыкания этих муфт, замыкаются муфты №4 и №6 обе находящиеся на вторичном валу АКС, на время продолжительностью 3 секунды, что обеспечивает торможение шпинделя. По истечении 3 секунд, обсолютно все муфты размыкаются и шпиндель, который уже полностью остановился, можно вращать рукой. При всём этом главный двигатель продолжает вращаться.
Система смазки
Для охлаждения и смазки электромагнитных муфт, подшипников и зубчатых колес в коробке имеется встроенный маслонасос типа С12-43 автоматически подающий масло.
Для смазки АКП следует применять масло марки Т22 или ИГП18. Тонкость очистки масла должна быть не более 25 мкм.
АКП с индивидуальной системой смазки имеют реверсивные встроенные насосы шиберного типа, представленные в табл. 5.
Коробка передач автоматическая АКП 109-6,3 имеет дополнительную муфту ЭТМ 056, установленную на среднем валу и предназначенную для исключения проворота выходного вала при отключенных остальных муфтах и вращающемся входном вале
Периодичность полной замены масла при двухсменной работе должна быть 1 раз в шесть месяцев.
Коробки передач автоматические АКП 109-6,3 и АКП 309-16 имеют встроенные масляные насосы. Перед первым пуском коробок передач насосы должны быть налиты маслом через специальные отверстия в корпусе насосов.
Технические характеристики Автоматической коробки скоростей АКП 109-6,3
- Номинальный нагрузочный момент на выходном валу - 138 Н.м
- Номинальная частота вращения входного вала - 1600 об/мин
- Пределы частот вращения выходного вала - 400..2500 об/мин
- Количество прямых передач на выходном валу - 9
- Количество обратных передач - нет
- Направление вращения входного вала - любое
- Коэффициент ряда частот вращения выходного вала - 1,26
- Мощность приводного электродвигателя - 7,1 кВт
- Время разгона - 2,5 с
- Время торможения 2,0 с
- Напряжение цепей питания электромуфт - 24 В
- Рекомендуемые марки масел для смазки - Т22 ГОСТ 32-74, ВНИИ НП-403 ГОСТ 16728-78, И-20А ГОСТ 20799-75, ИГП18
- Тип насоса смазки - С12-43, пластинчатый реверсивный нерегулируемый, подача 5,2 л/мин, рабочий объем 6,3 см3, номинальное давление на выходе 0,25 МПа
- Масса АКП - 140 кг
Станки с автоматической коробкой скоростей АКП 309-16
Привод токарно-винторезного станка 16Б16кп
Привод токарно-винторезного станка 16Б16кп. Скачать в увеличенном масштабе
Фото АКП 109-6,3
Автоматическая коробка скоростей АКП 109-6,3 токарного станка 16Б16кп
Автоматическая коробка скоростей токарно-винторезного станка 16Б16кп. Скачать в увеличенном масштабе
Габаритные и присоединительные размеры АКП 109-6,3
Габаритные и присоединительные размеры АКП 109-6,3. Скачать в увеличенном масштабе
Кинематическая схема АКП 109-6,3
Кинематическая схема АКП 109-6,3. Скачать в увеличенном масштабе
Порядок включения муфт в АКП 109-6,3
Схема электрическая соединений АКП 109-6,3
Схема электрическая соединений АКП 109-6,3. Скачать в увеличенном масштабе
Параметры электромагнитных муфт АКП 109-6,3
Параметры электромагнитных муфт АКП 109-6,3. Скачать в увеличенном масштабе
АКП 109-6,3 Автоматическая коробка передач (скоростей). Видеоролик.
Связанные ссылки. Дополнительная информация