Главная > Каталог станков > Токарные станки > Станки токарно-винторезные > фт-11

ФТ-11 Станок токарно-винторезный универсальный повышенной точности
Схемы, описание, характеристики

Общий вид токарно-винторезного станка ФТ-11







Сведения о производителе токарно-винторезного станка ФТ-11

Производитель токарно-винторезного станка повышенной точности ФТ-11 - Фрунзенский машиностроительный завод им. В.И. Ленина, основанный в 1941 году. В настоящее время Бишкекский машиностроительный завод.

Отсчет своей истории завод ведет с ноября 1941 года, когда в центре города Фрунзе заработал эвакуированный завод из Ворошиловграда (ныне Луганск) специализирующийся на выпуске патронов.

В дальнейшем, за годы своего существования, завод стал многофункциональным предприятием с развитой инфраструктурой. Имея в своем распоряжении станкостроительное, кузнечно-литейное, электротехническое и другие мощности завод выпускал разнообразную продукцию: патроны для стрелкового оружия мелкого калибра, механические пресса, токарные станки с ЧПУ, термопластавтоматы, АРЛ, таль электрические, токарные патроны, цепи для комбайнов, а так же товары народного потребления.






ФТ-11 Станок универсальный токарно-винторезный повышенной точности с автоматической коробкой передач. Назначение и область применения

Токарно-винторезный станок повышенной точности ФТ-11 разработан на основе универсального станка 16Б25ПСп.

Токарно-винторезный станок ФТ-11 предназначен для выполнения широкого круга токарных работ на чистовых и получистовых режимах. На черновых и обдирочных режимах использовать станок не рекомендуется. Высокие скорости шпинделя делают пригодным станок для работы на скоростных режимах; при этом обеспечивается рациональное использование современных марок твердых сплавов.

Станок ФТ-11 обеспечивает нарезание метрической, дюймовой, модульной и питчевой резьб, а при сокращенной кинематической цепи (прямое включение ходового винта без коробки подач), дает возможность производить нарезание нестандартных резьб при соответствующей настройке гитары.

На станке возможна обточка конусов без применения конусной линейки путем механического перемещения верхнего суппорта.

Принцип работы и особенности конструкции станка ФТ-11

Оригинальная конструкция станины, устраняющая возможность попадания металлических отходов в пазы направляющих. Это приводит к уменьшению износа и увеличению срока службы станка. Также становится возможным обрабатывать материалы, имеющие особый состав и прошедшие специальную обработку

Автоматическое управление скоростями вращения шпинделя позволяет производить переключение скоростей на ходу и тем самым уменьшает непроизводительные потери времени.

Применение автоматической коробки передач позволяет обеспечить:

  1. ступенчатое регулирование скорости шпинделя на холостом ходу и под нагрузкой с постоянной мощностью
  2. реверсирование и торможение шпинделя без отключения от электросети главного электродвигателя
  3. работу шпинделя в толчковом режиме

Широкое применение полупроводниковых и релейных элементов и схем для управления работой станка. Используемые тиристорно-транзисторные изменили систему управления режимами станка и позволили изменять скорость вращения шпинделя без выключения главного привода.

Ускоренный обратный ход шпинделя при нарезании резьбы позволяет уменьшить время обработки детали.

Возможно отключение коробки подач, передавая вращение непосредственно на ходовой винт. Такое сокращение кинематической цепи позволяет нарезать резьбу с нестандартным шагом.

Магнитные пускатели предохраняют токарно винторезный станок ФТ-11 от самопроизвольного включения электродвигателей при восстановлении подачи электроэнергии после ее внезапного отключения.

Не рекомендуется использовать станок при черновой обработке.

Класс точности станка П по ГОСТ 8—71.







ФТ-11 Габарит рабочего пространства токарно-винторезного станка

Габарит рабочего пространства универсального токарно-винторезного станка ФТ11

Габариты рабочего пространства токарного станка ФТ-11


ФТ-11 Посадочные и присоединительные базы токарно-винторезного станка

Шпиндель токарно-винторезного станка ФТ-11

Шпиндель токарно-винторезного станка ФТ-11


Станина токарно-винторезного станка ФТ-11

Станина токарно-винторезного станка ФТ-11


ФТ-11Ф1 Общий вид токарно-винторезного станка

Фото токарно-винторезного станка ФТ-11

Фото токарно-винторезного станка ФТ-11

Фото токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Фото токарно-винторезного станка ФТ-11

Фото токарно-винторезного станка ФТ-11

Фото токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Фото шпиндельной баббки токарно-винторезного станка ФТ-1

Фото шпиндельной баббки токарно-винторезного станка ФТ-11

Фото шпиндельной баббки токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Общий вид универсального токарно-винторезного станка ФТ-11ф1

Фото токарно-винторезного станка ФТ-11ф1



ФТ-11 Расположение органов управления токарно-винторезным станком

Общий вид универсального токарно-винторезного станка ФТ-11

Расположение органов управления токарно-винторезным станком ФТ-11

Спецификация органов управления токарно-винторезным станком ФТ-11

  1. Рукоятка включения нормального и увеличенного шага левой или правой резьбы
  2. Рукоятка переключения диапазонов
  3. Рукоятка для выключения и реверсирования вращения шпинделя
  4. Рукоятка для поперечной подачи суппорта
  5. Рукоятка для включения продольной и поперечной подачи
  6. Кнопка включения ускоренных ходов
  7. Рукоятка зажима пиноли
  8. Рукоятка быстродействующего зажима задней бабки
  9. Маховик для перемещения пиноли
  10. Гайка для зажима задней бабки
  11. Гайка Для зажима задней бабки
  12. Пульт управления
  13. Рукоятка включения маточной гайки
  14. Рукоятка для выключения и реверсирования вращения шпинделя
  15. Кнопка для смазки верхних направляющих каретки, пара винт-гайка
  16. Кнопка для включения механической подачи верхнего суппорта
  17. Кнопка для выведения реечной шестерни из зацепления при нарезании резьбы
  18. Маховик для ручного перемещения суппорта
  19. Пульт управления на шпиндельной бабке (пост, толчок, охлаждение, реверс шпинделя)
  20. Рукоятка для настройки шага резьбы и подачи
  21. Рукоятка включения подач, резьб метрической и дюймовой и прямое включение ходового винта (без коробки подач)
  22. Рукоятка для настройки шага резьбы и подачи

ФТ-11 Пульт управления токарно-винторезным станком

ФТ-11 Пульт управления токарно-винторезным станком

Пульт управления токарно-винторезным станком ФТ-11


Органы управления станком ФТ-11

Над суппортной группой на кронштейне установлен пульт управления, на котором расположены:

  • кнопки «1» — S12 и «О» — S11 главного привода
  • девять кнопок выбора частоты вращения шпинделя — S1 ... S9
  • сигнальные лампы H1 ... Н9, указывающие на выбранную частоту вращения шпинделя

На боковую стенку электрошкафа, расположенного на задней стороне шпиндельной бабки, выведена рукоятка трехфазного автоматического выключателя ввода питания — F1.

На шпиндельной бабке установлен указатель нагрузки, показывающий загрузку электродвигателя главного привода (в процентах от номинального тока электродвигателя. 1н = 22А) — РА и панель с расположенными на ней:

  • тумблером управления электронасосом — S15f
  • тумблером управления постоянным тормозом шпинделя — S20
  • кнопкой «Общий стоп» — S10
  • кнопкой «Толчок» — S14
  • сигнальной лампой Н10, сигнализирующей о включенном состоянии вводного автоматического выключателя

В рукоятку фартука встроена кнопка управления электродвигателем ускоренного перемещения суппортной группы — S13.

В нише каретки установлен переключатель S19, осуществляющий подготовку к включению прямого или обратного направлений вращения шпинделя и его торможение.

В рукоятки управления вращением шпинделя вмонтированы микровыключатели S16 и S17, осуществляющие его включение.

Таблица настройки резьб и подач токарно-винторезного станка ФТ-11

Таблица настройки резьб и подач токарно-винторезного станка ФТ-11

Таблица настройки резьб и подач токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Графические символы и условные обозначения на панелях токарно-винторезного станка ФТ-11

Графические символы и условные обозначения на панелях токарно-винторезного станка ФТ-11

Графические символы и условные обозначения на панелях токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе







ФТ-11 Схема кинематическая токарно-винторезного станка

Схема кинематическая токарно-винторезного станка ФТ-11

Кинематическая схема токарно-винторезного станка ФТ-11

Схема кинематическая токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе

Схема установки подшипников токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Описание конструкции основных узлов токарно-винторезного станка ФТ-11

Станина станка

Станина станка жесткой конструкции с диагональными ребрами и с двумя призматическими и двумя плоскими направляющими. Направляющие подвергнуты термообработке с последующей шлифовкой. Передняя и задняя направляющие служат для перемещения каретки и защищены от воздействия внешней среды телескопическими щитками. Средние направляющие служат для перемещения задней бабки. Станина устанавливается на тумбах, между которыми расположено корыто для сбора стружки.

Коробка скоростей станка

Коробка скоростей токарно-винторезного станка ФТ-11

Коробка скоростей токарно-винторезного станка ФТ-11

Коробка скоростей токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Автоматическая коробка скоростей (передач) - это унифицированный узел, который получает движение от электродвигателя и передает его на входной вал шпиндельной бабки.

АКС имеет 9 прямых и 3 обратных ступеней чисел оборотов. Переключение скоростей осуществляется с помощью 7 электромагнитных муфт. Управление АКС осуществляется устройством управления, собранном на транзисторах.

Коробка скоростей крепится на плите, закрепленной на задней стенке левой тумбы. Движение на входной вал коробки скоростей с электродвигателя осуществляется клиноременной передачей, а с выходного вала АКС на шпиндельную бабку передается с помощью плоскозубчатого ремня.


Автоматическая коробка передач АКП 309-16

Производитель АКП 309-16 - Псковский завод зубчатых колес.

Автоматическая коробка передач (скоростей) АКП 309-16 применяется в разделенном приводе главного движения токарно-винторезных станков 16д20 и 16д25. Вращение шпинделя осуществляется от реверсивного электродвигателя Ml через АКП и переборную коробку в шпиндельной бабке соединенными поликлиновыми ременными передачами.

Автоматическая коробка скоростей АКП 309-16 предназначена для переключения частот вращения шпинделя на холостом ходу и в процессе резания, имеет 6 электромагнитных муфт, включение которых в определенной последовательности позволяет получить 9 ступеней скорости и тормозить шпиндель станка. Согласно паспортным данным АКП 309-16 выходная скорость вращения должна находится в диапазоне 125..2000 об/мин, при номинальной частоте на входном валу 1000 об/мин. Переборная коробка в шпиндельной бабке дает с помощью включений зубчатых колес 3-и ступени частоты вращения. Таким образом, шпиндель имеет 27 скоростей вращения.

Коробка передач АКП 309-16 выполнена в виде самостоятельного узла и состоит из корпуса, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда с расточками для валов, который крепится на задней стенке тумбы левой тумбы станка.

В коробке использованы электромагнитные фрикционные муфты с магнитопроводящими дисками и бесконтактным токопроводом:

  • ЭТМ 114-1А8 (1) - 2,10 А (номинальный ток)
  • ЭТМ 114-2А8 (2,3,4,5) - 2,10 А (номинальный ток)
  • ЭТМ 124-2А8 (6) - 2,84 А (номинальный ток)

Для охлаждения и смазки электромагнитных муфт, подшипников и зубчатых колес в коробке имеется встроенный маслонасос автоматически подающий масло.


Фото АКП 309-16

Фото АКП 309-16


Автоматическая коробка скоростей токарно-винторезного станка ФТ-11

Автоматическая коробка скоростей АКП 309-16 токарно-винторезного станка ФТ-11


Габаритные и присоединительные размеры АКП 309-16

Габаритные и присоединительные размеры АКП 309-16


Кинематическая схема АКП 309-16

Кинематическая схема АКП 309-16

Кинематическая схема АКП 309-16. Скачать в увеличенном масштабе



Порядок включения муфт

Порядок включения муфт



Технические характеристики Автоматической коробки скоростей АКП 309-16

  • Номинальный нагрузочный момент на выходном валу - 400 Н.м
  • Пределы частот вращения выходного вала - 125..2000 об/мин
  • Номинальная частота вращения входного вала - 1000 об/мин
  • Количество прямых передач - 9
  • Количество обратных передач - нет
  • Коэффициент ряда частот вращения выходного вала - 1,41
  • Мощность приводного электродвигателя - 15 кВт
  • Время разгона - 2,5 с
  • Время торможения 2,0 с
  • Напряжение цепей питания электромуфт - 24 В
  • Масса - 260 кг




Шпиндельная бабка

Шпиндельная бабка станка токарно-винторезного станка ФТ-11

Шпиндельная бабка станка токарно-винторезного станка ФТ-11

Шпиндельная бабка станка токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Шпиндельная бабка представляет собой редуктор, позволяющий получать три диапазона скоростей шпинделя со следующим кинематическим соотношением входного числа оборотов к выходному: 1 : 1; 1 : 4; 1 : 16,

Шпиндель 1 разгружен от действия радиальных сил ременной передачи и смонтирован на высокоточных цилиндрических роликоподшипниках и радиально-упорных шарикоподшипниках. Он получает вращение от автоматической коробки скоростей (АКС) через зубчатую ременную передачу.

В положении диапазона 1 : 1 (вращение напрямую АКС) шпиндель получает со шкива 2, жестко соединенного с шестерней-муфтой 3 и через включенную в нее шестерню 4.

Включение диапазона 1:4 происходит с помощью: шестерен 3, 5, 6 и 7; а диапазон 1:16 — 3, 5, 6, 8, 10, 9, 11 и 12 (положение показано на рис.8).

Включение всех трех диапазонов осуществляется рукояткой 13 (рис. 10), ступица 14 которой соединена с валиком 15, на котором закреплен кулачок 16, имеющий два специальных паза 16а и 16б. В эти пазы входят ролики рычагов 17 и 18. Рычаг 17 жестко связан с валиком 19, на котором также жестко закреплен рычаг 20. Получая определенное вращение от паза 16а, через рычаг 17 и валик 19, рычаг 20 с помощью переводки 21 (рис. 10 и 12), кулачка 22 и вилок 23 и 24, переключает шестерни 6 и 11. Согласованно с рычагом 17, рычаг 18, свободно сидящий на вилке 19, от паза 16б получает определенное вращение и через тягу 25 (рис. 10 и 11) поворачивает рычаг 26, с которым связаны вилка 27 и сухарь 28 (рис. 9 и 12), переключающие шестерни 5 и 4.

Привод от шпинделя к гитаре станка осуществляется с помощью шестерен 31, 32, 33, 34 (рис, 8). Включение нормального или увеличенного шага правой или левой резьб производится рукояткой 35, закрепленной с кулачком 36 (рис. 9,11). Кулачок 36 управляет одновременно двумя сборными рычагами 37 и 38, которые через вилку 39 и сухарь 40 переключают в соответствующее положение шестерни 31 и 33.


Подшипники шпинделя токарно-винторезного станка ФТ-11

Шпиндель токарно-винторезного станка ФТ-11 смонтирован на 4-х подшипниках:

  • 8. Передний подшипник № 2-3182124 роликовый двухрядный радиальный, размер 120х180х42, ГОСТ 7634-75
  • 5. Подшипник № 2-46207Е шариковый радиально-упорный однорядный, размер 120х180х28, ГОСТ831-75
  • 2. Задний подшипник № 2-3182120 роликовый двухрядный радиальный, размер 100х150х37, ГОСТ 7634-75

Технические характеристики подшипника № 3182124

Подшипник 3182124 - это двухрядный роликовый радиальный подшипник, с короткими цилиндрическими роликами, с безбортовым наружным кольцом, с коническим посадочным отверстием (1:12) (подшипники с цилиндрическим отверстием относятся к серии 282000), канавкой и отверстиями для внесения смазочного материала. Важной особенностью является то, что внутреннее кольцо с роликами способно перемещаться относительно наружного кольца, при этом никакого упора на последнем нет. Конструкция подразумевает способность работы под очень высокими радиальными нагрузками при незначительных размерах. Этот тип, как и большинство роликоподшипников этой серии производится в настоящее время только высокими классами точности, так как эксплуатируется в металлообрабатывающих станках (например, шлифовальных), в которых требуется высокая точность обработки.

Издавна выпуск этого типа осуществлялся на старейшем заводе страны, московском ГПЗ-1, но в последнее время, следуя общей тенденции переноса производства его номенклаутры в другие города, выпуск изделия осуществляется на Волжском подшипниковом заводе (15 ГПЗ), а точнее в так называемом филиале завода авиационных подшипников (ВФ ЗАП). В настоящее время осуществляется выпуск только одной модификации — 4-3182124К (с отверстиями для смазки и кольцевой проточкой). Купить подшипники с минимальными наценками и гарантией качества можно у официальных представителей ЕПК, которая осуществляет планирование производства и реализацию продукции всех вышеназванных заводов. Ориентировочная цена — около 7500 рублей. Если же вам предлагают подшипник значительно дешевле, то стоит настороженно относиться к такой продукции, так как широко распространена продажа контрафактных подшипников этого типа и неликвидной продукции, выпущенной еще во времена Союза. Последняя может иметь как отличное качество, так и никуда не годное.

Импортные подшипники этого типоразмера имеют обозначение NN3024K (наличие буквы К в номере обязательно, так как она указывает на коническую посадку). В России наиболее распространена продукция следующих производителей — FAG, SKF, IBC. Также, как и отечественные, импортные подшипники этого типа часто реализуются неликвидного качества. Чаще всего это продукция восточно-европейских производителей — ZKL (Чехия), URB (Румыния) и FLT (Польша), экспортированная еще во времена СССР (они стоят примерно столько же, сколько и отечественные неликвидные подшипники). Качественные же подшипники импортного производства стоят около 550 евро, но из наличия практически нигде не реализуется.

Размеры и характеристики подшипника 3182124 (NN3024K)

  • Внутренний диаметр (d): – 120 мм;
  • Наружный диаметр (D): – 180 мм;
  • Ширина (H): – 46 мм;
  • Масса: – 3,89 кг;
  • Размеры ролика: — 15х15 мм;
  • Количество роликов: — 52 шт;
  • Грузоподъемность динамическая: — 244 кН;
  • Грузоподъемность статическая: — 383 кН;
  • Максимальная номинальная частота вращения: — 5000 об/мин.

Схема подшипника 3182124 (NN3024K)

Схема подшипника 3182124 (NN3024K)


Фото подшипника 3182124 (NN3024K)

Фото подшипника 3182124 (NN3024K)


Задняя бабка

Задняя бабка закрепляется эксцентриковым зажимом с помощью рукоятки 26 при легких работах, и дополнительно винтами 13 и 50 при тяжелых работах. Если рукоятка 26, отведенная в крайнее положение, не обеспечивает достаточный прижим, то нужно посредством регулирования гайки 37, изменить положение прижимной планки 35 и установить необходимое усилие прижима.

Для облегчения перемещения и предотвращения износа направляющих, задняя бабка снабжена пневмооборудованием. Сжатый воздух от сети через фильтр влагоотделитель, маслораспылитель, трехходовой клапан и систему отверстий и канавок, подается между сподком задней бабки и направляющими станины, образуя воздушную подушку.

Ежедневно перед началом работы необходимо спустить влагу из фильтра, повернув вороток, установленный в его нижней части. Один раз в . 2-3 месяца фильтр снимать для очистки и промывки. В маслораспылитель, по мере израсходования, заливать масло «Индустриальное-20» ГОСТ 20799-75.

Коробка подач

Коробка подач станка токарно-винторезного станка ФТ-11

Коробка подач станка токарно-винторезного станка ФТ-11

Коробка подач станка токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Коробка подач станка позволяет получать величины и диапазон подач суппорта, шагов метрических, дюймовых, модульных и питчевых резьб. В таблице 2, помещенной на передней стенке шпиндельной бабки, указаны все возможные величины продольных и поперечных подач, а также шаги резьб нормальной точности, полученные при помощи механизма, коробки подач и соответствующих настроек гитары.

На кожухе, закрывающем гитару, помещена таблица 3 настроек на резьбы повышенной точности.

Резьбы повышенной точности нарезаются при более короткой кинематической цепи — напрямую (без коробки подач), т. е. путем настройки гитары на каждый шаг резьбы.

Для выбора вида обработки: 1) подача; 2) метрическая или модульная резьба; 3) дюймовая или, питчевая резьба; 4) прямое включение ходового винта — служит средняя рукоятка коробки подач, имеющая в положениях особые символы (табл. 4).


Унифицированная коробка подач 16Б20П.070

Коробка подач универсального токарно-винторезного станка ГС526У

Коробка подач 16Б20П.070 токарно-винторезного


Коробка подач 16Б20П.070 предназначена для изменения передаточного отношения при передаче вращения от входного вала коробки подач к ходовому винту или ходовому валу токарно-винторезных станков с диаметром обработки над станиной до 500 мм.


Фартук

Механизмы фартука обеспечивают получение подач каретки и суппорта в четырех направлениях в ускоренном и рабочем режимах. Для обеспечения продольной подачи включается муфта 104 или муфта на валу 99, для обеспечения поперечной подачи включается муфта 39 или муфта 41. Для предотвращения самопроизвольного включения поперечной подачи при выключенной продольной в фартуке имеется , блокировочное устройство, установленное в рукоятке включения подачи. В фартуке имеется также блокировочное устройство для предотвращения одновременного включения рукоятки подачи 76 и рукоятки маточной гайки.

Регулировка положения полугайки маточной гайки обеспечивается специальными винтами, установленными на стенке корпуса фартука.

Фартук снабжен предохранительной муфтой, которая срабатывает в случае повышения допустимой осевой нагрузки. Величину предельного усилия можно регулировать гайкой 11.

Механизм фартука обеспечивает обработку деталей по жесткому упору, который можно устанавливать на станине.

Каретка, верхний суппорт (резцовые салазки)

Механизмы каретки и верхнего суппорта обеспечивают подачу инструмента в поперечном направлении. Механическая подача верхнего суппорта осуществляется при выдвинутом положении кнопки 1, и зафиксированном от вращения винте. Обработка конических поверхностей с применением механической подачи верхнего суппорта возможна при установке верхней части суппорта на соответствующий, угол и закрепление его специальными винтами. На чертеже обозначено положение кнопки 1 при включенном винте поперечной подачи. Для повышения безопасности работы предусмотрено отключение вращения рукоятки 2 ручного перемещения суппорта 3.

На каретке расположены рукоятки 4 для включения и реверсирования вращения шпинделя. Шпиндель начнет вращаться только при одновременном перемещении рукояток 4 и нажатии одной из кнопки 5, которые служат для блокировки произвольного включения шпинделя.

Каретка снабжена дифференциальным лимбом поперечной подачи 6, который позволяет вести непосредственный отсчет перемещений суппорта относительно оси центров станка.

Регулирование зазора в винтовой паре поперечной подачи осуществляется поворотом червяка 7 и последующим фиксированием его двумя винтами 8.

Регулирование зазоров в направляющих «ласточкин хвост» каретки и верхнего суппорта производится смещением соответствующих клиньев 9 относительно направляющих регулировочными винтами 10, которые расположены с обоих торцов клиньев.

Для предотвращения смещения каретки при торцевой обработке предусмотрено закрепление ее относительно станины специальным винтом через планку 11.

При механической подаче недопустимы перемещения верхнего суппорта до крайних положений (перемещения верхнего суппорта ограничены рисками).

Резцедержатель

Корпус резцедержателя 4 фиксируется на зубьях плоского кольца 1, закрепленного на верхнем суппорте.

Разжим, поворот и фиксация резцедержателя осуществляется поворотом рукоятки 12, сначала против часовой стрелки, а после выбора нужной позиции зажим производится поворотом рукоятки по часовой стрелке.

Конструкция резцедержателя обеспечивает надежную защиту встроенных деталей от попадания грязи и эмульсии.

Техническое обслуживание токарного станка ФТ-11

Регулирование некоторых элементов станка

Натяжение ремней 1 осуществляется перемещением электродвигателя в горизонтальном направлении винтом позиция 2. Второй ремень натягивается перемещением в горизонтальном направлении АКС по подредукторной плите винтами позиция 3, при ослабленных болтах позиция 4.

Регулирование натяжения ремня быстрых перемещений суппорта производится гайками на тяге 1 (рис. 29), выведенной на заднюю стенку станины.

Регулирование остальных элементов станка (половинок маточной гайки фартука, гайки винта поперечной подачи; смещение оси задней бабки) осуществляется согласно чертежам общих видов узлов и ряда пояснений, изложенных в разделе «Устройство станка».





Электрооборудование токарно-винторезного станка ФТ-11

Электропитание токарно-винторезного станка ФТ-11

ФТ-11 Схема электрическая токарно-винторезного станка

Электрическая схема токарно-винторезного станка ФТ-11

Схема электрическая токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Электромагнитные муфты, цепи управления и сигнализации питаются пониженным напряжением следующих значений

  • Силовые цепи ~380 В 50 Гц
  • Цепи управления ~110 В
  • Цепи управления =12 В
  • Цепь питания электромагнитных муфт =24 В
  • Цепь местного освещения ~24 В
  • Цепь сигнализации ~5 В
  • Цепь сигнализации =12 В

ФТ-11 Схема расположения электрооборудования на токарном станке

Схема расположения электрооборудования на токарном станке ФТ-11


На станке установлено следующее электрооборудование (см. рис. 8):

  • электродвигатель главного привода — Ml
  • электродвигатель насоса охлаждения — М2
  • электродвигатель ускоренного перемещения суппортной группы — МЗ
  • на задней стороне шпиндельной бабки установлен электрошкаф, в котором размещена аппаратура управления
  • на плите, закрепленной на задней стенке левой тумбы станка, расположена автоматическая коробка скоростей (АКС), осуществляющая переключение скоростей шпинделя с помощью электромагнитных муфт Y1 ... Y7.

Разводка проводов от электрошкафа осуществляется через штепсельные разъемы, расположенные на боковой стенке и дне электрошкафа.

Силовые цепи станка предназначены для подключения к трехфазной сети переменного тока напряжением 380 В частотой тока 50 Гц.

Описание работы электросхемы станка токарного ФТ-11

В качестве главного привода в станке применен нерегулируемый трехфазный электродвигатель переменного тока и автоматическая коробка скоростей (АКС), управление которой осуществляется от пульта управления.

Привод обеспечивает:

  • ступенчатое регулирование скорости шпинделя как на холостом ходу, так и под нагрузкой с постоянной мощностью резания
  • реверсирование и торможение шпинделя без отключения от электросети главного электродвигателя
  • работу шпинделя в толчковом режиме

АКС представляет собой 12-ступенчатую трехваловую коробку, переключение скоростей в которой осуществляется посредством многодисковых электромагнитных муфт.

В АКС использованы электромагнитные муфты типа ЭТМ с магнитопроводящими дисками и бесконтактным токоподводом.

Для переключения ступеней скорости под нагрузкой в схеме управления предусмотрена подача на муфты форсированного напряжения от выпрямительного моста ВФ.

Пуск электродвигателя главного привода Ml осуществляется нажатием кнопки «1» — S12, которая замыкает цепь пускателя К1, переводя его на самопитание. Останов электродвигателя Ml осуществляется нажатием кнопки «О» — S11 (зона 9).

Управление электродвигателем ускоренного перемещения суппортной группы М3 осуществляется нажатием кнопки S13 (зона 12), встроенной в рукоятку фартука.

Управление электронасосом охлаждения М2 производится переключателем S15 (зона 11). Работа электронасоса сблокирована с электродвигателем главного привода Ml и включение его возможно только после замыкания контактов пускателя К1.

Для ограничения времени холостого хода электродвигателя главного привода в схеме использовано реле времени К2, выдержка времени которого отстроена на 2..3 минуты. Если по истечении этого времени шпиндель не будет включен, то контакт реле К2 разомкнет цепь питания катушки пускателя К1 и электродвигатель Ml отключится от сети (зона 10).

Схема управления автоматической коробкой скоростей

Схема управления автоматической коробкой скоростей содержит:

  • выпрямительные мосты ВФ, ВП, ВУ;
  • электромагнитные муфты Y1 ... Y7;
  • силовые тиристоры VI ... V7, соединенные последовательно с обмотками электромагнитных муфт, осуществляющие их переключение;
  • блок выключения тиристоров VI ... V7 (зоны 33... 37). Он состоит из отключающего тиристора V81; конденсаторов С1 ...С7, С14, С15; диодов V80, V82...V84, резисторов R51...R58, стабилитрона V85;
  • диодный дешифратор, собранный на диодах V28...V55 (зоны 21 ...33), группирующий сигналы управления в соответствии с кинематической схемой включения электромагнитных муфт АКС;
  • контактный пульт управления, содержащий тиристоры V11 ... V19 и цепь последовательно соединенных переключающих контактов. Тиристоры пульта выполняют функции управления силовыми тиристорами Y1 ... Y7 и запоминания команд поступающих от кнопок пульта управления, а также включения световой сигнализации H1... H9 выбранной частоты вращения шпинделя;
  • три группы разделительных, диодов V60 ... V62, V63...V65, V66...V68, группирующие сигналы управления для включения муфт обратной скорости вращения шпинделя;
  • четыре одновибратора на транзисторах V75 . V78, служащие для управления длительностью включения исполнительных реле К6...К16 с магнитоуправляемыми контактами (герконами).

Реле на герконах питаются отфильтрованным напряжением, снимаемым с выпрямительного моста ВУ.

Для получения замыкающих контактов в схеме применены двухкатушечные реле на герконах, в которых одна из катушек замыкает контакт непосредственно при включении автоматического выключателя F1 и срабатывании пускателя К1, а вторая, встречно включенная катушка, размыкает их при подаче сигнала из схемы управления.

Блокировочное реле минимального тока на герконах К5 (зона 21), включенное в общую цепь питания электромагнитных муфт и выдающее разрешающий сигнал, через промежуточное реле К7 (зона 38), на включение следующей скорости шпинделя только при надежном отключении муфт предыдущей скорости.

Указанная блокировка осуществляется при управлении вращением шпинделя с рукоятки (зона 41).

Защита электрооборудования станка

Защита электрооборудования станка от токов К.З. обеспечивается автоматическими выключателями Fl, F2, F3, F4, F5, F6.

Защита электродвигателя насоса охлаждения от длительных токовых перегрузок — тепловым реле F7.

Нулевая защита электросхемы станка, предохраняющая от самопроизвольного включения электродвигателей при восстановлении подачи эл. энергии после ее внезапного отключения, осуществляется катушками магнитных пускателей.

Включение прямого вращения шпинделя

Выбор частоты вращения шпинделя осуществляется кнопками пульта управления и установкой рукоятки переборной группы в одно из трех положений:

  • 1 : 1 — I диапазон частоты вращения;
  • 1 : 4 — II диапазон частоты вращения;
  • 1 : 16 — III диапазон частоты вращения.

Для примера пуск шпинделя осуществляется на второй ступени скорости первого диапазона.

Рукоятку переборной группы установить в положение первого диапазона (1:1), рукоятку управления вращением шпинделя S19 — в нейтральное положение (электродвигатель Ml включен), тумблер S20 — в положение «Тормоз выключен».

Транзисторы V75..V78 закрыты отрицательными потенциалами, поданными на их базы. Реле К13... К16 (зоны 45 ...55), стоящие в их коллекторных цепях, обесточены. Управляющие сигналы на тиристоры V1 ... V7 не поданы, электромагнитные муфты Y1 ... Y7 и реле минимального тока обесточены,, в результате чего реле К7 своим размыкающим контактом (зона 41) подготавливает цепь шпинделя к включению, включению

При воздействии на кнопку выбора скорости S2 нижняя цепь последовательно включенных контактов 124—125 (зона 24) кнопок управления пульта размыкается, вызывая процесс заряда конденсатора С13 (зона 55). Положительным потенциалом, поданным на базу, транзистор V78 открывается и включает вторую катушку реле К16 (зона 55). Контакт реле К16 (зона 21) размыкается, прерывая анодную цепь тиристоров пульта и цепь одной из катушек реле К6 (зона 22).

Указанное переключение контакта К16 (зона 21) необходимо для снятия ранее поданных команд (если таковые имели место) и приведения схемы в исходное состояние.

Другим размыкающим контактом реле К16 прерывает цепь 123—164 (зона 56), исключая возможность воздействия последующих сигналов с пульта управления до окончания переходного процесса в конденсаторе С13

По окончании заряда конденсатора С13 одна из катушек реле К16 обесточится и реле приводит свои контакты (зоны 21, 56) в исходное состояние.

При нажатии кнопки S2 и после срабатывания ее размыкающих контактов замыкается цепь управляющего электрода тиристора V12 (зона 25), он открывается и подготавливает управляющую цепь 80 (зона 25) силовых тиристоров к включению прямой или обратной скорости шпинделя

Одновременно с этим на пульте управления загорается сигнальная лампа Н2, указывающая на выбранную частоту вращения, и включается вторая катушка реле К6 (зона 22) Размыкающим контактом реле Кб (зона 23) отключит кнопки пульта управления от источника питания, обеспечивая электрическую блокировку, исключающую включение других тиристоров управления при нажатии двух или более кнопок одновременно

Размыкание второго контакта реле К6 в цепи 24 — 160 (зона 54) приводит к заряду конденсатора С12, т.е к включению реле К15, которое своим замыкающим контактом в цепи управляющих электродов тиристоров V8 и V9 подготавливает диодно тиристорный мост ВФ к включению

Следует обратить внимание на то, что если пуск шпинделя на какой либо скорости осуществляется первоначально, то указанное переключение контакта реле К15 (зона 18) не приводит к подаче форсированного напряжения на электромагнитные муфты, так как сигнала на вклю чение шпинделя еще не было и реле К10 отключено (зона 42)

Однако же, если выбор какой либо скорости осуществляется при переключении скорости шпинделя с одного значения на другое, то переключение электромагнитных муфт происходит с подачей форсированного напряжения, так как цепь управляющих электродов тиристоров моста ВФ и силовых тиристоров была подготовлена еще до включения реле К15

Подача форсированного напряжения на муфты заканчивается с окончанием заряда конденсатора С12, после чего цепь управляющих электродов тиристоров V8 и V9 размыкается, мост ВФ отключается, на муфты подается номинальное напряжение с моста ВП.

При переводе рукоятки управления вращением шпинделя вниз, которая воздействует на переключатель S19, замкнется цепь 145—147 (зона 43) После нажатия на микропереключатели S16 и S17 срабатывают реле К10, К11 (зоны 42, 43) и вторая катушка реле К12 (зона 44), отключающая реле К2 (зона 10) ограничения времени холостого хода эл двигателя главного привода

Реле К10 и К11 замыкают свои контакты в цепях управляющих электродов силовых тиристоров V1 V7 (зоны 24 36) Через диоды V31 и V46 подается управляющий сигнал на силовые тиристоры V1 и V6 Они открываются, замыкая цепи эл магнитных муфт Y1 и Y6, и шпиндель приходит во вращение

Одновременно с этим включается реле минимального тока К5 и замыкается цепь второй катушки реле К7 Реле К7 размыкает свой контакт в зоне 41, прерывая эммитерную цепь транзистора V75 одновибратора торможения Это переключение контакта реле К7 необходимо для выдачи разрешающего сигнала на включение последующей пары муфт только при надежном и полном отключении предыдущей при останове шпинделя

Останов шпинделя

Останов шпинделя осуществляется переводом рукоятки управления в нейтральное положение При этом переключатель S19 освободится от воздействия, цепь 145—147 разомкнётся. Реле К10, К11 и вторая катушка реле К12 обесточатся. В результате этого с силовых тиристоров VI и V6 снимается управляющий сигнал, они закрываются.

Для надежного запирания тиристоров при снятии с них управляющих сигналов служит схема блока отключения (зона 33 37), которая, подавая запирающие импульсы амплитудой около 25 вольт и длительностью 750 мкс, закрывает включенные тиристоры с частотой 50 Гц При этом, если на тиристоры продолжает подаваться управляющее напряжение, то они вновь отпираются по окончании действия каждого запирающего импульса Если же к моменту подачи очереднего запирающего импульса напряжение с управляющих электродов будет снято, то тиристоры останутся закрытыми до тех пор, пока на них вновь не будет подано управляющее напряжение

Схема блока отключения работает следующим образам:

При подаче напряжения на трансформаторы управления происходит заряд конденсатора С14 (по цепи F4 — V80 — R51 — С14 — R53 — V21 — Т2 — F4) и конденсатора С15 (по цепи F5 — V84 —R58— С15 — V26 — ТЗ — F5) до напряжения пробоя стабилитрона V85 (12 Вольт)

Подав управляющий сигнал на включение выбранной скорости шпинделя, включаем тиристоры (например, V1, V7) и электромагнитные муфты Yl, Y7 При этом происходит заряд конденсаторов Cl, C7 от вторичной обмотки трансформатора Т2 (по цепи F4 — V80 — R51 — С1, G7 — открытые тиристоры V1, V7 — V21 — Т2 — F4) до амплитудного значения напряжения форсировки и частичный разряд конденсатора С14 (по цепи С14 — Cl, C7 — V1, V7 — V24 — R56, R57 —V82— С14).

Так как электромагнитные муфты питаются несглаженным выпрямленным напряжением, то в момент перехода синусоиды напряжения сети (на трансформаторах Т2, ТЗ) через нуль выпрямленное напряжение, снимаемое с выпрямительных мостов ВП, ВФ, также будет равно нулю При этом к цепи анод — катод отключающего тиристора V81 приложено отпирающее напряжение, равное разности напряжений каждого из конденсаторов Cl, C7 и конденсатора С14 (так как конденсаторы Cl, C7 заряжены до большего напряжения, чем конденсатор С14) И так как одновременно с этим через управляющий электрод тиристора V81 начинает протекать ток разряда конденсатора С15 (по цепи С15 — V83 — R55 — управляющий электрод — катод тиристора V81 — К5 — Yl, Y7 — VI, V7 — С15), то тиристор V81 открывается Через него происходит разряд емкостей С1 (по цепи С1 — С14 — V81 — К5 — Y1 — С1) и С7 (по цепи С7 — С14 — V81 — К5 — Y7 — С7).

В момент открывания тиристора V81 разность напряжений конденсаторов Cl, C7 и конденсатора С14 прикладывается к электромагнитным муфтам Yl, Y7, а также в запирающей полярности к диодам выпрямительного моста

ВП и тиристорами VI, V7, в результате чего тиристоры закрываются.

В момент действия запирающего импульса напряжения ток разряда емкостей Cl, C7 проходит через конденсатор С14 и заряжает его. Действие запирающего импульса прекращается, когда напряжение каждой емкости С1 и С7 становится равным напряжению на конденсаторе С14. В дальнейшем ток в муфтах Yl, Y7 быстро спадает, под действием этого тока конденсатор С14 дополнительно подзаряжается и своим встречно направленным напряжением гасит ток в обмотках муфт. После прекращения тока в муфтах тиристор V81 запирается встречным напряжением моста.

С целью снижения нагрева от токов заряда-разряда, конденсаторы С1 ... С7, С14, С15 питаются однополупериодным выпрямленным напряжением частотой тока 50 Гц. При питании их от двухполупериодного выпрямленного напряжения частота циклов заряд-разряд была бы равна 100 Гц и нагрев их был бы больше.

При полном закрывании тиристоров отключаются электромагнитные муфты и реле минимального тока К5, приводящее контакты реле К7 в исходное состояние.

Торможение шпинделя

При переводе рукоятки управления в нейтральное положение и выключении реле К10, размыкается его контакт в цепи одновибраторов торможения и задержки (зона 48), вызывая процесс заряда конденсаторов СЮ и СП. Транзисторы V75 и V76 открываются. Вторая катушка реле К14, получая питание, размыкает свой контакт в эмиттерной цепи транзистора V75 на время необходимое для надежного отключения рабочих муфт перед последующим включением тормозных. Эта пауза определяется временем заряда конденсатора СП рдновибратора задержки. По истечении этого времени замыкается цепь эмиттера транзистора V75 и включается реле ЮЗ по цепи 60 — 149 — 141 — 140 — 139 — 138 — 24. Реле К13 замыкает цепь 60 — 63 (зона 21) управляющих электродов тиристоров V5, V6. Тиристоры открываются, включая тормозные муфты Y5 и Y6. Другой замыкающий контакт реле К13 (зона 39) шунтирует размыкающий контакт реле К7 (зона 41), так как при включении тормозных муфт вновь включается токовое реле К5.

Время работы тормозных муфт определяется разностью времени работы одновибратора торможения и одновибратора задержки.

По окончании времени заряда конденсатора С10 транзистор V75 закрывается. Тормозные муфты Y5, Y6 отключаются. Схема приходит в исходное состояние.

Схема управления предусматривает также установку шпинделя на постоянный тормоз, осуществляемую включением тумблера S20. Однако включать его нужно по мере необходимости и не оставлять включенным при отключении станка.

Включение обратного вращения шпинделя

Обратное вращение шпинделя осуществляется аналогично прямому с той лишь разницей, что рукоятку управления вращением необходимо перевести из нейтрального положения в верхнее, замкнув при этом цепь 145 — 146 (зона 42) переключателя S19. Исполнительным реле обратного вращения шпинделя является реле К9 (зона 41).

Каждый из диапазонов вращения имеет только три обратные скорости, поэтому для получения какой-либо из них в выбранном диапазоне, достаточно нажать на любую из трех кнопок выбора скорости в группе S1... S3, S4... S6, S7... S9 (см. таблицу частот вращения на рис. 1). Сигналы с кнопок управления сначала группируются диодами V60... V68, а затем через замкнувшиеся контакты реле К9 группируются диодами V28... V55 диодного дешифратора в соответствии с кинематической схемой включения электромагнитных муфт АКС обратной скорости.

Толчковый режим шпинделя

Вращение шпинделя в толчковом режиме осуществляется только при прямом вращении на первой скорости любого диапазона и при установке рукоятки управления вращением в нейтральное положение.

При нажатии на кнопку S14 замыкается цепь катушки реле К8. Включившись, реле замыкает цепь 62 .— 64 (зона 21) управляющих электродов тиристоров VI, V7. Последние включаются, подводя к электромагнитным муфтам Yl, Y7 номинальное напряжение.

Второй контакт реле К8 замыкает цепь, шунтирующего размыкающийся контакт реле К7 (зона 40), при включении электромагнитных муфт.

Вращение шпинделя длится до тех пор пока кнопка S14 находится под воздействием. При отпускании кнопки включаются одновибраторы задержки и торможения. По окончании заряда конденсатора СИ включаются реле торможения К13 и тормозные муфты Y5 и Y6.

При повторном нажатии кнопки S14 цепь питания реле торможения размыкается и вновь происходит включение реле К8, через замкнувшийся контакт реле К7, и муфт Yl, Y7.

Общий стоп

В аварийных случаях отключение электродвигателей и торможение шпинделя может осуществляться воздействием на кнопку S10 (зона 8). При этом отключаются все электродвигатели станка и включаются одновибраторы задержки и торможения (если шпиндель вращался). Одно-вибратор торможения подает сигнал на включение тормозных муфт Y5, Y6 и останов шпинделя.









ФТ-11 Станок токарно-винторезный универсальный повышенной точности. Видеоролик.




Технические характеристики станка ФТ-11

Наименование параметра ФТ-11 1К62
Основные параметры станка
Класс точности по ГОСТ 8-82 П Н
Наибольший диаметр заготовки над станиной, мм 500 400
Наибольший диаметр заготовки над суппортом, мм 260 220
Наибольшая длина заготовки (РМЦ), мм 1000, 1500, 2000 710, 1000, 1400
Наибольшая масса заготовки в патроне, кг 500
Наибольшая масса заготовки в центрах, кг 1500
Коробка скоростей. Шпиндель
Диаметр сквозного отверстия в шпинделе, мм 66 47
Наибольший диаметр прутка, мм 45
Число ступеней частот прямого вращения шпинделя 21 24
Частота прямого вращения шпинделя, об/мин 10..2000 12,5..2000
Число ступеней частот обратного вращения шпинделя 9 12
Частота обратного вращения шпинделя, об/мин 50..2000 19..2420
Размер внутреннего конуса в шпинделе, М 80 по ГОСТ 2575-79 Морзе 6
Конец шпинделя по ГОСТ 12593-72
Торможение шпинделя имеется имеется
Суппорт
Наибольший поперечный ход суппорта, мм 250
Наибольший продольный ход суппорта, мм 640, 930, 1330
Наибольший ход верхнего суппорта (резцовых салазок), мм 140 140
Цена деления лимба верхнего суппорта (резцовых салазок), мм 0,05
Наибольшее усилие резания, Н 16000
Коробка подач
Число ступеней продольных подач 24 49
Пределы рабочих подач продольных, мм/об 0,05..10,6 0,07..4,16
Число ступеней поперечных подач 24 49
Пределы рабочих подач поперечных, мм/об 0,025..5,3 0,035..2,08
Скорость быстрых перемещений суппорта, продольных, м/мин 4,0 3,4
Скорость быстрых перемещений суппорта, поперечных, м/мин 2,0 1,7
Количество нарезаемых резьб метрических 30 44
Пределы шагов нарезаемых резьб метрических, мм 0,5..112 1..192
Количество нарезаемых резьб дюймовых 26 38
Пределы шагов нарезаемых резьб дюймовых 56..0,25 24..2
Количество нарезаемых резьб модульных 30 20
Пределы шагов нарезаемых резьб модульных 0,5..112 0,5..48
Количество нарезаемых резьб питчевых 26 37
Пределы шагов нарезаемых резьб питчевых 56..0,25 1..96
Задняя бабка
Наибольшее перемещение пиноли, мм 200
Центр Морзе 5ПТ
Электрооборудование, приводы
Количество электродвигателей на станке 3 4
Электродвигатель главного привода, кВт 11 10
Электродвигатель быстрых перемещений, кВт 0,55 0,8
Электродвигатель гидростанции, кВт нет 1,1
Электродвигатель насоса охлаждения, кВт 0,12 0,125
Насос охлаждения (помпа) ПА-22 ПА-22
Габариты и масса станка
Габариты станка (длина ширина высота) (РМЦ = 1000), мм 2856 х 1370 х 1435 2812 х 1166 х 1324
Масса станка (РМЦ = 1000), кг 3445 2140

    Список литературы:

  1. Токарно-винторезный станок повышенной точности ФТ-11. Руководство по эксплуатации, 1981
  2. Токарно-винторезный станок повышенной точности ФТ-11. Руководство по эксплуатации. Электрооборудование,

  3. Ачеркан Н.С. Металлорежущие станки, Том 1, 1965
  4. Батов В.П. Токарные станки., 1978
  5. Белецкий Д.Г. Справочник токаря-универсала, 1987
  6. Денежный П.М., Стискин Г.М., Тхор И.Е. Токарное дело, 1972. (1к62)
  7. Денежный П.М., Стискин Г.М., Тхор И.Е. Токарное дело, 1979. (16к20)
  8. Модзелевский А. А., Мущинкин А.А., Кедров С. С., Соболь А. М., Завгородний Ю. П., Токарные станки, 1973
  9. Схиртладзе А.Г., Новиков В.Ю. Технологическое оборудование машиностроительных производств, 1980
  10. Тепинкичиев В.К. Металлорежущие станки, 1973
  11. Чернов Н.Н. Металлорежущие станки, 1988
  12. Пикус М.Ю. Справочник слесаря по ремонту станков, 1987




Связанные ссылки. Дополнительная информация