Главная > Каталог станков > Токарные станки > Станки токарно-винторезные > фт-11

ФТ-11 Электрооборудование станка
Электросхема станка

Общий вид токарно-винторезного станка ФТ-11







Сведения о производителе токарно-винторезного станка ФТ-11

Производитель токарно-винторезного станка повышенной точности ФТ-11 - Фрунзенский машиностроительный завод им. В.И. Ленина, основанный в 1941 году. В настоящее время Бишкекский машиностроительный завод.

Токарно-винторезный станок повышенной точности ФТ-11 разработан на основе универсального станка 16Б25ПСп.






ФТ-11 Станок универсальный токарно-винторезный повышенной точности с автоматической коробкой передач. Назначение и область применения

Токарно-винторезный станок ФТ-11 предназначен для выполнения широкого круга токарных работ на чистовых и получистовых режимах. На черновых и обдирочных режимах использовать станок не рекомендуется. Высокие скорости шпинделя делают пригодным станок для работы на скоростных режимах; при этом обеспечивается рациональное использование современных марок твердых сплавов.

Станок ФТ-11 обеспечивает нарезание метрической, дюймовой, модульной и питчевой резьб, а при сокращенной кинематической цепи (прямое включение ходового винта без коробки подач), дает возможность производить нарезание нестандартных резьб при соответствующей настройке гитары.

На станке возможна обточка конусов без применения конусной линейки путем механического перемещения верхнего суппорта.

Принцип работы и особенности конструкции станка ФТ-11

Оригинальная конструкция станины, устраняющая возможность попадания металлических отходов в пазы направляющих. Это приводит к уменьшению износа и увеличению срока службы станка. Также становится возможным обрабатывать материалы, имеющие особый состав и прошедшие специальную обработку

Автоматическое управление скоростями вращения шпинделя позволяет производить переключение скоростей на ходу и тем самым уменьшает непроизводительные потери времени.

Применение автоматической коробки передач позволяет обеспечить:

  1. ступенчатое регулирование скорости шпинделя на холостом ходу и под нагрузкой с постоянной мощностью
  2. реверсирование и торможение шпинделя без отключения от электросети главного электродвигателя
  3. работу шпинделя в толчковом режиме

Широкое применение полупроводниковых и релейных элементов и схем для управления работой станка. Используемые тиристорно-транзисторные изменили систему управления режимами станка и позволили изменять скорость вращения шпинделя без выключения главного привода.

Ускоренный обратный ход шпинделя при нарезании резьбы позволяет уменьшить время обработки детали.

Возможно отключение коробки подач, передавая вращение непосредственно на ходовой винт. Такое сокращение кинематической цепи позволяет нарезать резьбу с нестандартным шагом.

Магнитные пускатели предохраняют токарно винторезный станок ФТ-11 от самопроизвольного включения электродвигателей при восстановлении подачи электроэнергии после ее внезапного отключения.

Не рекомендуется использовать станок при черновой обработке.

Класс точности станка П по ГОСТ 8—71.





ФТ-11 Габарит рабочего пространства токарно-винторезного станка

Габарит рабочего пространства универсального токарно-винторезного станка ФТ11

Габариты рабочего пространства токарного станка ФТ-11


ФТ-11Ф1 Общий вид токарно-винторезного станка

Фото токарно-винторезного станка ФТ-11

Фото токарно-винторезного станка ФТ-11

Фото токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Фото токарно-винторезного станка ФТ-11

Фото токарно-винторезного станка ФТ-11

Фото токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Фото шпиндельной баббки токарно-винторезного станка ФТ-1

Фото шпиндельной баббки токарно-винторезного станка ФТ-11

Фото шпиндельной баббки токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Общий вид универсального токарно-винторезного станка ФТ-11ф1

Фото токарно-винторезного станка ФТ-11ф1



ФТ-11 Расположение органов управления токарно-винторезным станком

Общий вид универсального токарно-винторезного станка ФТ-11

Расположение органов управления токарно-винторезным станком ФТ-11

Спецификация органов управления токарно-винторезным станком ФТ-11

  1. Рукоятка включения нормального и увеличенного шага левой или правой резьбы
  2. Рукоятка переключения диапазонов
  3. Рукоятка для выключения и реверсирования вращения шпинделя
  4. Рукоятка для поперечной подачи суппорта
  5. Рукоятка для включения продольной и поперечной подачи
  6. Кнопка включения ускоренных ходов
  7. Рукоятка зажима пиноли
  8. Рукоятка быстродействующего зажима задней бабки
  9. Маховик для перемещения пиноли
  10. Гайка для зажима задней бабки
  11. Гайка Для зажима задней бабки
  12. Пульт управления
  13. Рукоятка включения маточной гайки
  14. Рукоятка для выключения и реверсирования вращения шпинделя
  15. Кнопка для смазки верхних направляющих каретки, пара винт-гайка
  16. Кнопка для включения механической подачи верхнего суппорта
  17. Кнопка для выведения реечной шестерни из зацепления при нарезании резьбы
  18. Маховик для ручного перемещения суппорта
  19. Пульт управления на шпиндельной бабке (пост, толчок, охлаждение, реверс шпинделя)
  20. Рукоятка для настройки шага резьбы и подачи
  21. Рукоятка включения подач, резьб метрической и дюймовой и прямое включение ходового винта (без коробки подач)
  22. Рукоятка для настройки шага резьбы и подачи

ФТ-11 Пульт управления токарно-винторезным станком

ФТ-11 Пульт управления токарно-винторезным станком

Пульт управления токарно-винторезным станком ФТ-11


Органы управления станком ФТ-11

Над суппортной группой на кронштейне установлен пульт управления, на котором расположены:

  • кнопки «1» — S12 и «О» — S11 главного привода
  • девять кнопок выбора частоты вращения шпинделя — S1 ... S9
  • сигнальные лампы H1 ... Н9, указывающие на выбранную частоту вращения шпинделя

На боковую стенку электрошкафа, расположенного на задней стороне шпиндельной бабки, выведена рукоятка трехфазного автоматического выключателя ввода питания — F1.

На шпиндельной бабке установлен указатель нагрузки, показывающий загрузку электродвигателя главного привода (в процентах от номинального тока электродвигателя. 1н = 22А) — РА и панель с расположенными на ней:

  • тумблером управления электронасосом — S15f
  • тумблером управления постоянным тормозом шпинделя — S20
  • кнопкой «Общий стоп» — S10
  • кнопкой «Толчок» — S14
  • сигнальной лампой Н10, сигнализирующей о включенном состоянии вводного автоматического выключателя

В рукоятку фартука встроена кнопка управления электродвигателем ускоренного перемещения суппортной группы — S13.

В нише каретки установлен переключатель S19, осуществляющий подготовку к включению прямого или обратного направлений вращения шпинделя и его торможение.

В рукоятки управления вращением шпинделя вмонтированы микровыключатели S16 и S17, осуществляющие его включение.

Таблица настройки резьб и подач токарно-винторезного станка ФТ-11

Таблица настройки резьб и подач токарно-винторезного станка ФТ-11

Таблица настройки резьб и подач токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Графические символы и условные обозначения на панелях токарно-винторезного станка ФТ-11

Графические символы и условные обозначения на панелях токарно-винторезного станка ФТ-11

Графические символы и условные обозначения на панелях токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе







Электрооборудование токарно-винторезного станка ФТ-11. 1981 год

Питание цепей электрооборудования осуществляется следующими напряжениями:

Электрооборудование станка предназначено для подключения к трехфазной сети переменного тока с глухозаземленным или изолированным нейтральным проводом.

  • Цепи питания электродвигателей, трансформаторов - силовая 3-х фазная сеть ~380 В, 50 Гц, (220 В по особому заказу);
  • Цепь управления катушками пускателей ~ 110 В;
  • Цепь местного освещения ~ 24 В.
  • Цепь постоянного тока питания электромагнитных муф =24 В
  • Цепь постоянного тока управления и сигнализации =12 В
  • Цепь сигнализации ~5 В

Электромагнитные муфты, цепи управления и сигнализации питаются пониженным напряжением.

На станке установлены электродвигатели и электрооборудование:

  • M1 - электродвигатель главного привода - 4А132М4ПУ3; 11 кВт, 1450 об/мин
  • М2 - электродвигатель насоса охлаждения - Х14-22М; 0,12 кВт, 2800 об/мин
  • М3 - электродвигатель ускоренного перемещения суппортной группы - 4А80А4КУ3; 0,55 кВт, 1400 об/мин
  • Электрошкаф - установлен на задней стороне шпиндельной бабки, в котором размещена аппаратура управления
  • АКС - (автоматическая коробка скоростей) расположена на плите, закрепленной на задней стенке левой тумбы станка, осуществляющая переключение скоростей шпинделя с помощью электромагнитных муфт Y1 ... Y7.

Электропитание токарно-винторезного станка ФТ-11

ФТ-11 Схема электрическая токарно-винторезного станка

Электрическая схема токарно-винторезного станка ФТ-11

Схема электрическая токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Перечень элементов схемы электрической токарно-винторезного станка ФТ-11

Перечень элементов схемы электрической токарно-винторезного станка ФТ-11

Перечень элементов схемы электрической токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Перечень элементов схемы электрической токарно-винторезного станка ФТ-11

Перечень элементов схемы электрической токарно-винторезного станка ФТ-11

Перечень элементов схемы электрической токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Перечень элементов схемы электрической токарно-винторезного станка ФТ-11

Перечень элементов схемы электрической токарно-винторезного станка ФТ-11

Перечень элементов схемы электрической токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Разводка проводов от электрошкафа осуществляется через штепсельные разъемы, расположенные на боковой стенке и дне электрошкафа.

Силовые цепи станка предназначены для подключения к трехфазной сети переменного тока напряжением 380 В частотой тока 50 Гц.

Описание работы электросхемы станка токарного ФТ-11

В качестве главного привода в станке применен нерегулируемый трехфазный электродвигатель переменного тока и автоматическая коробка скоростей (АКС), управление которой осуществляется от пульта управления.

Привод обеспечивает:

  • ступенчатое регулирование скорости шпинделя как на холостом ходу, так и под нагрузкой с постоянной мощностью резания
  • реверсирование и торможение шпинделя без отключения от электросети главного электродвигателя
  • работу шпинделя в толчковом режиме

АКС представляет собой 12-ступенчатую трехваловую коробку, переключение скоростей в которой осуществляется посредством многодисковых электромагнитных муфт.

В АКС использованы электромагнитные муфты типа ЭТМ с магнитопроводящими дисками и бесконтактным токоподводом.

Для переключения ступеней скорости под нагрузкой в схеме управления предусмотрена подача на муфты форсированного напряжения от выпрямительного моста ВФ.

Пуск электродвигателя главного привода Ml осуществляется нажатием кнопки «1» — S12, которая замыкает цепь пускателя К1, переводя его на самопитание. Останов электродвигателя Ml осуществляется нажатием кнопки «О» — S11 (зона 9).

Управление электродвигателем ускоренного перемещения суппортной группы М3 осуществляется нажатием кнопки S13 (зона 12), встроенной в рукоятку фартука.

Управление электронасосом охлаждения М2 производится переключателем S15 (зона 11). Работа электронасоса сблокирована с электродвигателем главного привода Ml и включение его возможно только после замыкания контактов пускателя К1.

Для ограничения времени холостого хода электродвигателя главного привода в схеме использовано реле времени К2, выдержка времени которого отстроена на 2..3 минуты. Если по истечении этого времени шпиндель не будет включен, то контакт реле К2 разомкнет цепь питания катушки пускателя К1 и электродвигатель Ml отключится от сети (зона 10).

Схема управления автоматической коробкой скоростей

Схема управления автоматической коробкой скоростей содержит:

  • ВФ, ВП, ВУ - выпрямительные мосты ;
  • Y1..Y7 - электромагнитные муфты ;
  • V1..V7 - силовые тиристоры, соединенные последовательно с обмотками электромагнитных муфт, осуществляющие их переключение;
  • V1..V7 (зоны 33..37) - блок выключения тиристоров. Он состоит из:
    • V81 - отключающего тиристора;
    • С1 ...С7, С14, С15 - конденсаторов;
    • V80, V82..V84 - диодов;
    • R51..R58 - резисторов;
    • V85 - стабилитрона;
  • V28...V55 (зоны 21 ...33) - диодный дешифратор, собранный на диодах, группирующий сигналы управления в соответствии с кинематической схемой включения электромагнитных муфт АКС;
  • V11..V19 - контактный пульт управления, содержащий тиристоры и цепь последовательно соединенных переключающих контактов. Тиристоры пульта выполняют функции управления силовыми тиристорами Y1 ... Y7 и запоминания команд поступающих от кнопок пульта управления, а также включения световой сигнализации H1... H9 выбранной частоты вращения шпинделя;
  • V60..V62, V63..V65, V66..V68 - три группы разделительных, диодов , группирующие сигналы управления для включения муфт обратной скорости вращения шпинделя;
  • V75..V78 - четыре одновибратора на транзисторах, служащие для управления длительностью включения исполнительных реле К6...К16 с магнитоуправляемыми контактами (герконами).

Реле на герконах питаются отфильтрованным напряжением, снимаемым с выпрямительного моста ВУ.

Для получения замыкающих контактов в схеме применены двухкатушечные реле на герконах, в которых одна из катушек замыкает контакт непосредственно при включении автоматического выключателя F1 и срабатывании пускателя К1, а вторая, встречно включенная катушка, размыкает их при подаче сигнала из схемы управления.

Блокировочное реле минимального тока на герконах К5 (зона 21), включенное в общую цепь питания электромагнитных муфт и выдающее разрешающий сигнал, через промежуточное реле К7 (зона 38), на включение следующей скорости шпинделя только при надежном отключении муфт предыдущей скорости.

Указанная блокировка осуществляется при управлении вращением шпинделя с рукоятки (зона 41).

Защита электрооборудования станка

Защита электрооборудования станка от токов К.З. обеспечивается автоматическими выключателями Fl, F2, F3, F4, F5, F6.

Защита электродвигателя насоса охлаждения от длительных токовых перегрузок — тепловым реле F7.

Нулевая защита электросхемы станка, предохраняющая от самопроизвольного включения электродвигателей при восстановлении подачи эл. энергии после ее внезапного отключения, осуществляется катушками магнитных пускателей.

Включение прямого вращения шпинделя

Выбор частоты вращения шпинделя осуществляется кнопками пульта управления и установкой рукоятки переборной группы в одно из трех положений:

  • 1 : 1 - I диапазон частоты вращения;
  • 1 : 4 - II диапазон частоты вращения;
  • 1 : 16 - III диапазон частоты вращения.

Для примера пуск шпинделя осуществляется на второй ступени скорости первого диапазона.

Рукоятку переборной группы установить в положение первого диапазона (1:1), рукоятку управления вращением шпинделя S19 — в нейтральное положение (электродвигатель Ml включен), тумблер S20 — в положение «Тормоз выключен».

Транзисторы V75..V78 закрыты отрицательными потенциалами, поданными на их базы. Реле К13... К16 (зоны 45 ...55), стоящие в их коллекторных цепях, обесточены. Управляющие сигналы на тиристоры V1 ... V7 не поданы, электромагнитные муфты Y1 ... Y7 и реле минимального тока обесточены,, в результате чего реле К7 своим размыкающим контактом (зона 41) подготавливает цепь шпинделя к включению, включению

При воздействии на кнопку выбора скорости S2 нижняя цепь последовательно включенных контактов 124—125 (зона 24) кнопок управления пульта размыкается, вызывая процесс заряда конденсатора С13 (зона 55). Положительным потенциалом, поданным на базу, транзистор V78 открывается и включает вторую катушку реле К16 (зона 55). Контакт реле К16 (зона 21) размыкается, прерывая анодную цепь тиристоров пульта и цепь одной из катушек реле К6 (зона 22).

Указанное переключение контакта К16 (зона 21) необходимо для снятия ранее поданных команд (если таковые имели место) и приведения схемы в исходное состояние.

Другим размыкающим контактом реле К16 прерывает цепь 123—164 (зона 56), исключая возможность воздействия последующих сигналов с пульта управления до окончания переходного процесса в конденсаторе С13

По окончании заряда конденсатора С13 одна из катушек реле К16 обесточится и реле приводит свои контакты (зоны 21, 56) в исходное состояние.

При нажатии кнопки S2 и после срабатывания ее размыкающих контактов замыкается цепь управляющего электрода тиристора V12 (зона 25), он открывается и подготавливает управляющую цепь 80 (зона 25) силовых тиристоров к включению прямой или обратной скорости шпинделя

Одновременно с этим на пульте управления загорается сигнальная лампа Н2, указывающая на выбранную частоту вращения, и включается вторая катушка реле К6 (зона 22) Размыкающим контактом реле Кб (зона 23) отключит кнопки пульта управления от источника питания, обеспечивая электрическую блокировку, исключающую включение других тиристоров управления при нажатии двух или более кнопок одновременно

Размыкание второго контакта реле К6 в цепи 24 — 160 (зона 54) приводит к заряду конденсатора С12, т.е к включению реле К15, которое своим замыкающим контактом в цепи управляющих электродов тиристоров V8 и V9 подготавливает диодно тиристорный мост ВФ к включению

Следует обратить внимание на то, что если пуск шпинделя на какой либо скорости осуществляется первоначально, то указанное переключение контакта реле К15 (зона 18) не приводит к подаче форсированного напряжения на электромагнитные муфты, так как сигнала на вклю чение шпинделя еще не было и реле К10 отключено (зона 42)

Однако же, если выбор какой либо скорости осуществляется при переключении скорости шпинделя с одного значения на другое, то переключение электромагнитных муфт происходит с подачей форсированного напряжения, так как цепь управляющих электродов тиристоров моста ВФ и силовых тиристоров была подготовлена еще до включения реле К15

Подача форсированного напряжения на муфты заканчивается с окончанием заряда конденсатора С12, после чего цепь управляющих электродов тиристоров V8 и V9 размыкается, мост ВФ отключается, на муфты подается номинальное напряжение с моста ВП.

При переводе рукоятки управления вращением шпинделя вниз, которая воздействует на переключатель S19, замкнется цепь 145—147 (зона 43) После нажатия на микропереключатели S16 и S17 срабатывают реле К10, К11 (зоны 42, 43) и вторая катушка реле К12 (зона 44), отключающая реле К2 (зона 10) ограничения времени холостого хода эл двигателя главного привода

Реле К10 и К11 замыкают свои контакты в цепях управляющих электродов силовых тиристоров V1 V7 (зоны 24 36) Через диоды V31 и V46 подается управляющий сигнал на силовые тиристоры V1 и V6 Они открываются, замыкая цепи эл магнитных муфт Y1 и Y6, и шпиндель приходит во вращение

Одновременно с этим включается реле минимального тока К5 и замыкается цепь второй катушки реле К7 Реле К7 размыкает свой контакт в зоне 41, прерывая эммитерную цепь транзистора V75 одновибратора торможения Это переключение контакта реле К7 необходимо для выдачи разрешающего сигнала на включение последующей пары муфт только при надежном и полном отключении предыдущей при останове шпинделя

Останов шпинделя

Останов шпинделя осуществляется переводом рукоятки управления в нейтральное положение При этом переключатель S19 освободится от воздействия, цепь 145—147 разомкнётся. Реле К10, К11 и вторая катушка реле К12 обесточатся. В результате этого с силовых тиристоров VI и V6 снимается управляющий сигнал, они закрываются.

Для надежного запирания тиристоров при снятии с них управляющих сигналов служит схема блока отключения (зона 33 37), которая, подавая запирающие импульсы амплитудой около 25 вольт и длительностью 750 мкс, закрывает включенные тиристоры с частотой 50 Гц При этом, если на тиристоры продолжает подаваться управляющее напряжение, то они вновь отпираются по окончании действия каждого запирающего импульса Если же к моменту подачи очереднего запирающего импульса напряжение с управляющих электродов будет снято, то тиристоры останутся закрытыми до тех пор, пока на них вновь не будет подано управляющее напряжение

Схема блока отключения работает следующим образам:

При подаче напряжения на трансформаторы управления происходит заряд конденсатора С14 (по цепи F4 — V80 — R51 — С14 — R53 — V21 — Т2 — F4) и конденсатора С15 (по цепи F5 — V84 —R58— С15 — V26 — ТЗ — F5) до напряжения пробоя стабилитрона V85 (12 Вольт)

Подав управляющий сигнал на включение выбранной скорости шпинделя, включаем тиристоры (например, V1, V7) и электромагнитные муфты Yl, Y7 При этом происходит заряд конденсаторов Cl, C7 от вторичной обмотки трансформатора Т2 (по цепи F4 — V80 — R51 — С1, G7 — открытые тиристоры V1, V7 — V21 — Т2 — F4) до амплитудного значения напряжения форсировки и частичный разряд конденсатора С14 (по цепи С14 — Cl, C7 — V1, V7 — V24 — R56, R57 —V82— С14).

Так как электромагнитные муфты питаются несглаженным выпрямленным напряжением, то в момент перехода синусоиды напряжения сети (на трансформаторах Т2, ТЗ) через нуль выпрямленное напряжение, снимаемое с выпрямительных мостов ВП, ВФ, также будет равно нулю При этом к цепи анод — катод отключающего тиристора V81 приложено отпирающее напряжение, равное разности напряжений каждого из конденсаторов Cl, C7 и конденсатора С14 (так как конденсаторы Cl, C7 заряжены до большего напряжения, чем конденсатор С14) И так как одновременно с этим через управляющий электрод тиристора V81 начинает протекать ток разряда конденсатора С15 (по цепи С15 — V83 — R55 — управляющий электрод — катод тиристора V81 — К5 — Yl, Y7 — VI, V7 — С15), то тиристор V81 открывается Через него происходит разряд емкостей С1 (по цепи С1 — С14 — V81 — К5 — Y1 — С1) и С7 (по цепи С7 — С14 — V81 — К5 — Y7 — С7).

В момент открывания тиристора V81 разность напряжений конденсаторов Cl, C7 и конденсатора С14 прикладывается к электромагнитным муфтам Yl, Y7, а также в запирающей полярности к диодам выпрямительного моста

ВП и тиристорами VI, V7, в результате чего тиристоры закрываются.

В момент действия запирающего импульса напряжения ток разряда емкостей Cl, C7 проходит через конденсатор С14 и заряжает его. Действие запирающего импульса прекращается, когда напряжение каждой емкости С1 и С7 становится равным напряжению на конденсаторе С14. В дальнейшем ток в муфтах Yl, Y7 быстро спадает, под действием этого тока конденсатор С14 дополнительно подзаряжается и своим встречно направленным напряжением гасит ток в обмотках муфт. После прекращения тока в муфтах тиристор V81 запирается встречным напряжением моста.

С целью снижения нагрева от токов заряда-разряда, конденсаторы С1 ... С7, С14, С15 питаются однополупериодным выпрямленным напряжением частотой тока 50 Гц. При питании их от двухполупериодного выпрямленного напряжения частота циклов заряд-разряд была бы равна 100 Гц и нагрев их был бы больше.

При полном закрывании тиристоров отключаются электромагнитные муфты и реле минимального тока К5, приводящее контакты реле К7 в исходное состояние.

Торможение шпинделя

При переводе рукоятки управления в нейтральное положение и выключении реле К10, размыкается его контакт в цепи одновибраторов торможения и задержки (зона 48), вызывая процесс заряда конденсаторов СЮ и СП. Транзисторы V75 и V76 открываются. Вторая катушка реле К14, получая питание, размыкает свой контакт в эмиттерной цепи транзистора V75 на время необходимое для надежного отключения рабочих муфт перед последующим включением тормозных. Эта пауза определяется временем заряда конденсатора СП рдновибратора задержки. По истечении этого времени замыкается цепь эмиттера транзистора V75 и включается реле ЮЗ по цепи 60 — 149 — 141 — 140 — 139 — 138 — 24. Реле К13 замыкает цепь 60 — 63 (зона 21) управляющих электродов тиристоров V5, V6. Тиристоры открываются, включая тормозные муфты Y5 и Y6. Другой замыкающий контакт реле К13 (зона 39) шунтирует размыкающий контакт реле К7 (зона 41), так как при включении тормозных муфт вновь включается токовое реле К5.

Время работы тормозных муфт определяется разностью времени работы одновибратора торможения и одновибратора задержки.

По окончании времени заряда конденсатора С10 транзистор V75 закрывается. Тормозные муфты Y5, Y6 отключаются. Схема приходит в исходное состояние.

Схема управления предусматривает также установку шпинделя на постоянный тормоз, осуществляемую включением тумблера S20. Однако включать его нужно по мере необходимости и не оставлять включенным при отключении станка.

Включение обратного вращения шпинделя

Обратное вращение шпинделя осуществляется аналогично прямому с той лишь разницей, что рукоятку управления вращением необходимо перевести из нейтрального положения в верхнее, замкнув при этом цепь 145 — 146 (зона 42) переключателя S19. Исполнительным реле обратного вращения шпинделя является реле К9 (зона 41).

Каждый из диапазонов вращения имеет только три обратные скорости, поэтому для получения какой-либо из них в выбранном диапазоне, достаточно нажать на любую из трех кнопок выбора скорости в группе S1... S3, S4... S6, S7... S9 (см. таблицу частот вращения на рис. 1). Сигналы с кнопок управления сначала группируются диодами V60... V68, а затем через замкнувшиеся контакты реле К9 группируются диодами V28... V55 диодного дешифратора в соответствии с кинематической схемой включения электромагнитных муфт АКС обратной скорости.

Толчковый режим шпинделя

Вращение шпинделя в толчковом режиме осуществляется только при прямом вращении на первой скорости любого диапазона и при установке рукоятки управления вращением в нейтральное положение.

При нажатии на кнопку S14 замыкается цепь катушки реле К8. Включившись, реле замыкает цепь 62 .— 64 (зона 21) управляющих электродов тиристоров VI, V7. Последние включаются, подводя к электромагнитным муфтам Yl, Y7 номинальное напряжение.

Второй контакт реле К8 замыкает цепь, шунтирующего размыкающийся контакт реле К7 (зона 40), при включении электромагнитных муфт.

Вращение шпинделя длится до тех пор пока кнопка S14 находится под воздействием. При отпускании кнопки включаются одновибраторы задержки и торможения. По окончании заряда конденсатора СИ включаются реле торможения К13 и тормозные муфты Y5 и Y6.

При повторном нажатии кнопки S14 цепь питания реле торможения размыкается и вновь происходит включение реле К8, через замкнувшийся контакт реле К7, и муфт Yl, Y7.

Общий стоп

В аварийных случаях отключение электродвигателей и торможение шпинделя может осуществляться воздействием на кнопку S10 (зона 8). При этом отключаются все электродвигатели станка и включаются одновибраторы задержки и торможения (если шпиндель вращался). Одно-вибратор торможения подает сигнал на включение тормозных муфт Y5, Y6 и останов шпинделя.

Схема электрическая внешних соединений токарно-винторезного станка ФТ-11

Схема электрическая внешних соединений токарно-винторезного станка ФТ-11

Схема электрическая внешних соединений токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Схема электрическая соединений электрошкафа токарно-винторезного станка ФТ-11

Схема электрическая соединений электрошкафа токарно-винторезного станка ФТ-11

Схема электрическая соединений электрошкафа токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Схема электрическая соединений блока дешифратора токарно-винторезного станка ФТ-11

Схема электрическая соединений блока дешифратора токарно-винторезного станка ФТ-11

Схема электрическая соединений блока дешифратора токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Схема электрическая соединений блока питания и управления токарно-винторезного станка ФТ-11

Схема электрическая соединений блока питания и управления токарно-винторезного станка ФТ-11

Схема электрическая соединений блока питания и управления токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Схема электрическая соединений блока реле и разъемов токарно-винторезного станка ФТ-11

Схема электрическая соединений блока реле и разъемов токарно-винторезного станка ФТ-11

Схема электрическая соединений блока реле и разъемов токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Схема электрическая соединений пульта управления токарно-винторезного станка ФТ-11

Схема электрическая соединений пульта управления токарно-винторезного станка ФТ-11

Схема электрическая соединений пульта управления токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



ФТ-11 Схема расположения электрооборудования на токарном станке

Схема расположения электрооборудования на токарном станке ФТ-11

Схема расположения электрооборудования на токарном станке ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе



Пульт управления токарно-винторезного станка ФТ-11

Пульт управления токарно-винторезного станка ФТ-11

Пульт управления токарно-винторезного станка ФТ-11. Смотреть в увеличенном масштабе







Инструкция по эксплуатации токарно-винторезного станка ФТ-11

Указания мер безопасности

При монтаже станка электрошкаф и станина должны быть надежно заземлены и подключены к цеховому заземляющему устройству. Болты заземления расположены сбоку электрошкафа и на наружном торце правой тумбы станка.

Электрическое сопротивление, измеренное между винтом заземления и любой металлической частью станка, на которой установлены элементы электрооборудования, не должно превышать 0,1 Ома.

Категорически запрещается работать с открытой разветвительной коробкой, расположенной на фартуке станка, и открытыми дверцами электрошкафа. Необходимо также помнить, что при отключенном вводном автоматическом выключателе F1 его зажимы и вводной клеммный набор Х12 (см. рис. 3) находятся под напряжением питающей сети, поэтому нужно следить за тем, чтобы закрывающие их изоляционные крышки были надежно закреплены и находились в исправном состоянии.

Категорически запрещается производить проверку целостности электрических цепей и замену элементов на плате 313.000.000 (см. рис. 4) без предварительного разряда конденсаторов С1...С7.

Разряд конденсаторов производить при отключенном вводном автомате F1.

Блокировочные устройства

Для предотвращения самопроизвольного или случайного открывания дверец электрошкафа при работе станка, электрошкаф снабжен специальным запором, закрывающимся при помощи специального вынимающегося ключа.

Для исключения возможности включения шпинделя станка при открытом экране шпинделя предусмотрена электрическая блокировка, осуществляемая конечным выключателем S18, укрепленным на шпиндельной бабке.

Подготовка станка к включению

Перед подключением станка к сети убедиться:

  • в соответствии электрооборудования станка роду тока и напряжению силовой сети на месте установки;
  • в целостности электроаппаратов и электропроводки;
  • в надежности электроконтактных соединений и крепления электроаппаратуры.

Питающие провода подвести к вводным клеммам через угольник, закрепленный снизу электрошкафа. Ввод должен быть осуществлен проводом сечением не менее 2,5 мм2 с медной жилой и не менее 4 мм2 с алюминиевой жилой.

Инструкция по первоначальному пуску

Перед первоначальным пуском станка необходимо путем внешнего осмотра убедиться в надежности его подсоединения к цеховому заземляющему устройству.

Затем отключить провода питания электродвигателей. Для этого от электрошкафа отсоединить штепсельный разъем Х8 и с пускателя К1 - провода А2, В2, С2 (см. рис. 2, 3). При помощи вводного автоматического выключателя F1 станок подключить к цеховой электросети.

Проверить действие блокировочного устройства экрана шпинделя (см. рис. 1).

При помощи органов ручного управления станка (п. 1.2.) проверить четкость срабатывания электроаппаратов и электромагнитных муфт.

При достижении четкого включения электроаппаратуры и электромагнитных муфт подсоединить ранее отключенные провода и вставку штепсельного разъема Х8. Поочередным включением электродвигателей главного привода, ускоренного перемещения суппортной группы и насоса охлаждения проверить правильность их вращения.

Правильное подключение электронасоса охлаждения сопровождается обильным поступлением жидкости в систему охлаждения.

Двигатели главного привода и ускоренного перемещения суппортной группы должны вращаться по часовой стрелке (смотреть со стороны рабочего конца вала электродвигателя).

Убедившись в правильности вращения электродвигателей, можно приступить к опробованию станка в работе.

Рекомендации по техническому обслуживанию

В процессе эксплуатации необходимо периодически проверять состояние электропроводки и электроаппаратуры. Профилактические осмотры производятся в сроки, устанавливаемые ответственным за электрохозяйство предприятия (организации) с учетом местных условий.

При осмотре производятся; проверка надежности крепления электроаппаратуры и ее контактных соединений; очистка электропроводки, клеммников, контактных соединений и корпусов электроаппаратов от пыли и грязи; проверка состояния изоляции электропроводки (нет ли механических повреждений, обугливания изоляции и т. д.) и электроаппаратов (нет ли обугливания и коробления пластмассовых деталей, скола перегородок и т. п.); проверка целостности металлорукавов и надежности их заделки в концевые соединения и штепсельные разъемы; проверка исправности цепи заземления.

Осмотр автоматических выключателей необходимо производить дополнительно после каждого отключения тока короткого замыкания.

Повторное включение производится после устранения причин, вызвавших появление токов короткого замыкания.

Автоматические выключатели рассчитаны для работы в течение всего срока эксплуатации выключателя, предусмотренного техническими условиями, без зачистки контактов и смены частей.

Автоматические выключатели регулируются на нужные параметры заводом-изготовителем и при монтаже и эксплуатации вскрытию не подлежат.

Так как контакты пускателей и реле изготовлены из серебросодержащих материалов, то почернение поверхности не вызывает ухудшения их работы, а поэтому зачищать контакты не рекомендуется.

Однако при образовании нагара и оплавлений контакты реле и пускателей допускается зачищать бархатным напильником, стараясь сохранить форму контактной поверхности.

Данное требование не распространяется на реле типа РПГ и РТГ, имеющие неразборные герметичные контакты.

В процессе эксплуатации необходимо следить за чистотой шлифованных рабочих поверхностей электромагнитов пускателей, так как их загрязнение вызывает гудение магнитной системы.

Недопустимое гудение шихтованных магнитных систем вызывается также нарушением целостности демпферных колец на крайних кернах сердечника и отсутствием воздушного зазора в среднем керне между якорем и сердечником в сомкнутом положении.

Воздушный зазор проверяется щупом при снятом с пускателя электромагните. При величине зазора менее 0,05 мм необходимо его восстановить подпиловкой среднего керна мелким напильником до величины 0,2..0,25 мм (для пускателей ПМЕ-211) и 0,15—0,2 мм (для пускателя ПМЕ-011).

Во избежание появлений ржавчины на шлифованных поверхностях стыков сердечника с якорем пускателя нужно периодически смазывать их машинным маслом с последующим обязательным протиранием сухой тряпкой (для предотвращения от прилипания якоря к сердечнику). При этом попадание масла на контакты не допускается.

Периодичность технических осмотров электродвигателей устанавливается в зависимости от производственных условий, но не реже одного раза в два месяца.

При технических осмотрах проверяется состояние вводных проводов обмотки статора, производится очистка электродвигателей от загрязнений, визуально контролируется надежность заземления, проверяется надежность крепления машин и соединения их валов с приводными механизмами.

Периодичность текущих ремонтов устанавливается в зависимости от производственных условий, но не реже одного раза в год.

При текущих ремонтах должна производиться: разборка электродвигателей; очистка внутренних и наружных его поверхностей; промывка механических узлов и деталей электродвигателей; смена фланцевых прокладок (если требуется) ; промывка бензином и закладка смазки в подшипники; замена износившихся подшипников; сборка электродвигателей; проверка сопротивления изоляции обмоток статора относительно корпуса и между собой.

Сопротивление изоляции не должно быть ниже 0,5 Мом.

Замену смазки в подшипниках, как правило при нормальных условиях эксплуатации следует производить через 4000 часов работы, а при работе электродвигателей в пыльной и влажной среде — чаще (по мере необходимости).

Камеру подшипников заполнить смазкой на 2/з ее объема, более плотная набивка смазки приводит к нагреву подшипника.

Рекомендуемые смазочные материалы: смазка ЦИАТИМ-203 ГОСТ 8773-73.







ФТ-11 Станок токарно-винторезный универсальный повышенной точности. Видеоролик.





Технические характеристики станка ФТ-11

Наименование параметра ФТ-11 1К62
Основные параметры станка
Класс точности по ГОСТ 8-82 П Н
Наибольший диаметр заготовки над станиной, мм 500 400
Наибольший диаметр заготовки над суппортом, мм 260 220
Наибольшая длина заготовки (РМЦ), мм 1000, 1500, 2000 710, 1000, 1400
Наибольшая масса заготовки в патроне, кг 500
Наибольшая масса заготовки в центрах, кг 1500
Коробка скоростей. Шпиндель
Диаметр сквозного отверстия в шпинделе, мм 66 47
Наибольший диаметр прутка, мм 45
Число ступеней частот прямого вращения шпинделя 21 24
Частота прямого вращения шпинделя, об/мин 10..2000 12,5..2000
Число ступеней частот обратного вращения шпинделя 9 12
Частота обратного вращения шпинделя, об/мин 50..2000 19..2420
Размер внутреннего конуса в шпинделе, М 80 по ГОСТ 2575-79 Морзе 6
Конец шпинделя по ГОСТ 12593-72
Торможение шпинделя имеется имеется
Суппорт
Наибольший поперечный ход суппорта, мм 250
Наибольший продольный ход суппорта, мм 640, 930, 1330
Наибольший ход верхнего суппорта (резцовых салазок), мм 140 140
Цена деления лимба верхнего суппорта (резцовых салазок), мм 0,05
Наибольшее усилие резания, Н 16000
Коробка подач
Число ступеней продольных подач 24 49
Пределы рабочих подач продольных, мм/об 0,05..10,6 0,07..4,16
Число ступеней поперечных подач 24 49
Пределы рабочих подач поперечных, мм/об 0,025..5,3 0,035..2,08
Скорость быстрых перемещений суппорта, продольных, м/мин 4,0 3,4
Скорость быстрых перемещений суппорта, поперечных, м/мин 2,0 1,7
Количество нарезаемых резьб метрических 30 44
Пределы шагов нарезаемых резьб метрических, мм 0,5..112 1..192
Количество нарезаемых резьб дюймовых 26 38
Пределы шагов нарезаемых резьб дюймовых 56..0,25 24..2
Количество нарезаемых резьб модульных 30 20
Пределы шагов нарезаемых резьб модульных 0,5..112 0,5..48
Количество нарезаемых резьб питчевых 26 37
Пределы шагов нарезаемых резьб питчевых 56..0,25 1..96
Задняя бабка
Наибольшее перемещение пиноли, мм 200
Центр Морзе 5ПТ
Электрооборудование, приводы
Количество электродвигателей на станке 3 4
Электродвигатель главного привода, кВт 11 10
Электродвигатель быстрых перемещений, кВт 0,55 0,8
Электродвигатель гидростанции, кВт нет 1,1
Электродвигатель насоса охлаждения, кВт 0,12 0,125
Насос охлаждения (помпа) ПА-22 ПА-22
Габариты и масса станка
Габариты станка (длина ширина высота) (РМЦ = 1000), мм 2856 х 1370 х 1435 2812 х 1166 х 1324
Масса станка (РМЦ = 1000), кг 3445 2140

    Список литературы:

  1. Токарно-винторезный станок повышенной точности ФТ-11. Руководство по эксплуатации, 1981
  2. Токарно-винторезный станок повышенной точности ФТ-11. Руководство по эксплуатации. Электрооборудование,

  3. Ачеркан Н.С. Металлорежущие станки, Том 1, 1965
  4. Батов В.П. Токарные станки., 1978
  5. Белецкий Д.Г. Справочник токаря-универсала, 1987
  6. Денежный П.М., Стискин Г.М., Тхор И.Е. Токарное дело, 1972. (1к62)
  7. Денежный П.М., Стискин Г.М., Тхор И.Е. Токарное дело, 1979. (16к20)
  8. Модзелевский А. А., Мущинкин А.А., Кедров С. С., Соболь А. М., Завгородний Ю. П., Токарные станки, 1973
  9. Схиртладзе А.Г., Новиков В.Ю. Технологическое оборудование машиностроительных производств, 1980
  10. Тепинкичиев В.К. Металлорежущие станки, 1973
  11. Чернов Н.Н. Металлорежущие станки, 1988
  12. Пикус М.Ю. Справочник слесаря по ремонту станков, 1987




Связанные ссылки. Дополнительная информация