Гидравлическая система в станках служит для осуществления следующих циклов работы:
Гидросхема токарно-карусельного станка 1541 и 1531М
Гидросхема токарно-карусельного станка 1541 и 1531М. Смотреть в увеличенном масштабе
Гидроцилиндры коробки скоростей токарно-карусельного станка 1541 и 1531М
Коробка скоростей токарно-карусельного станка 1541 и 1531М
Коробка скоростей токарно-карусельного станка 1541 и 1531М. Смотреть в увеличенном масштабе
При установке рукоятки выбора оборотов планшайбы в положение, соответствующее требуемому числу оборотов, подготавливаются цепи переключения электромагнитов четырехходовых золотников Г73-21Н-II, III, IV, V, VI.
При нажатии на кнопку "Пуск" главного привода включаются одновременно электродвигатели главного привода и насоса гидросистемы, а также электромагниты четырехходовых золотников Г73-21H-II, III, IV, V, VI соответственно выбранному числу оборотов.
Лопастной насос П2-22А всасывает масло из гидробака и через пластинчатый фильтр по магистрали Д30 подает его в камеру цилиндра VIц и далее по магистрали Д24 в четырехходовой золотник Г73-21H-I, который в это время выключен (поршень в верхнем положении). Затем через золотник по магистрали Д17 и Д26 масло попадает в цилиндр фиксации шестерен VIц под поршень фиксатора и поднимает его, освобождая этим штанги переключения (2, 3, 4, 5 - по гидравлической схеме, 168 - по рис.16) шестерен коробки скоростей, а по магистрали Д27 "дожимает тормоз". Поднявшись, поршень фиксатора открывает доступ маслу по магистрали Д1 к четырехходовым золотникам Г73-21H-III и IV и из них, в зависимости от выбранного числа оборотов, по магистрали Д14 или Д13 в полости цилиндров переключения (IV левый или IV правый). Из тех же четырехходовых золотников Г73-21H- III и IV масло по магистрали Д31 и Д33 через клапан распределитель, а затем по магистралям Д4, Д6, Д7 через четырехходовые золотники Г73-21H-II, V, VI поступает в соответствующие выбранному числу оборотов полости цилиндров переключения скоростей (V лев.; V прав.; III лев.; III прав.; II лев.; II прав.). При этом штоки 301 цилиндров переключения шестерен перемещаются вместе с сидящими на них вилками 300, которые перемещают штанги 168 с вилками 167. Вилки в свою очередь перемещают блоки шестерен коробки скоростей в требуемое положение.
При нажатии на кнопку "Пуск" планшайбы включается электромагнит четырехходового золотника Г73-21Н-I, и поршень золотника перемещается в нижнее положение, при этом масло по магистрали Д18, через дроссель 2Др и далее по магистрали Д19 поступает в цилиндр включения рабочего фрикциона I лев, по магистралям Д23, Д28 попадает в цилиндр включаются на слив VIIц, а магистрали Д26 и Д17 включаются на слив через магистраль С6.
При поступлении масла в цилиндр I лев. шток 303 цилиндра с вилкой 302 смещается вправо и открывает сливное отверстие магистрали Д22 (слив через магистраль С7), часть масла из цилиндра сливается, вследствие чего рабочий фрикцион включается не полностью и работает с проскальзыванием, слегка проворачивая с "ползучей" скоростью шестерни коробки скоростей.
Поступая в цилиндр VIIц, масло перемещает поршень и связанную с ним рейку 15, которая через шестерню 14 и обгонную муфту 182 (рис. 14) проворачивает шестерни коробки скоростей.
Включение "ползучей" скорости и проворот шестерни через обгонную муфту необходимы для того, чтобы шестерни вошли в зацепление, если они при переключении стали "зуб на зуб".
В результате включения на слив магистралей Д26 и Д17 фиксатор, не удерживаемый больше маслом в верхнем положении, под действием пружины опускается и фиксирует штанги переключения шестерен 168, а следовательно, и шестерни в рабочем положении. Опустившись, поршень фиксатора перекрывает сливное отверстие магистрали Д22, и рабочий фрикцион включается полностью. Одновременно перекрывается магистраль Д1 и снимается давление с цилиндров переключения шестерен, а магистраль Д28 включается на слив через магистраль С7, и рейка проворота шестерен под действием пружины возвращается в исходное положение.
При нажатии на кнопку "Стоп" планшайбы электромагнит золотника Г73-21Н-I выключается, и поршень золотника перебрасывается пружиной в верхнее положение. По магистралям Д17, Д2 и Д27 масло подается в цилиндр тормоза Iправ., и планшайба останавливается.
Гидравлическая система станков предусматривает возможность резкого пуска и останова планшайбы на двух нижних ступенях чисел оборотов ее, что осуществляется при помощи четырехходового золотника Г73-21Н-VII. Этот золотник включен на всех ступенях чисел оборотов планшайбы, за исключением двух нижних. При установке одного из них рукояткой выбора чисел оборотов четырехходовой золотник Г73-21Н-VII выключается, и масло проходит как через дроссель 2Др, так и через золотник, что обеспечивает резкий пуск и останов планшайбы. Магистрали Др1, Др2, Др3, Др4, Др5, Др6, Др7 и Др8 служат для дренажа.
Излишки подаваемого в систему масла сливаются через переливной клапан Г52-13 в бак. Контроль давления в системе осуществляется манометром.
Дроссель 2Др служит для регулирования времени включения рабочего фрикциона и тормоза.
Дроссель 1Др служит для регулирования времени опускания фиксатора. Если фиксатор будет опускаться быстро, он будет ловить тройной блок в среднем положении, не давая ему перемещаться из одного крайнего положения в другое. В этом случае при нажатии на кнопку "Пуск" планшайбы включения ее не произойдет, так как электросхемой предусмотрен блокировочный механизм, исключающий возможность включения золотника Г73-21Н-I при несоответствии положения тройного блока положению рукоятки выбора чисел оборотов.
Освобождение поперечины перед ее перемещением осуществляется следующим образом: нажатием одной из кнопок перемещения поперечины включаются гидронасос и золотник Г73-21Н-VIII. Масло через золотник Г73-21Н-I по магистрали Д2 подается в золотник Г73-21Н-VIII, проходит через него, по магистрали Д8? поступает в цилиндр VIIIц, и деформируя диафрагму цилиндра, освобождает рычаги зажима поперечины от действия тарельчатых пружин, затем конечным выключателем включается электродвигатель перемещения поперечины и начинается ее перемещение. По окончании перемещения двигатель выключается и одновременно выключает золотник Г73-21Н-VIII, прекращая доступ масла к цилиндру VIIIц и включая сливную магистраль С4; происходит зажим поперечины.
Таблица включения золотников токарно-карусельного станка 1541 и 1531М
Спецификация гидроаппаратуры токарно-карусельного станка 1541 и 1531М
Гидроцилиндры токарно-карусельного станка 1541 и 1531М
Гидроцилиндры токарно-карусельного станка 1541 и 1531М. Смотреть в увеличенном масштабе
Если при эксплуатации станка все же возникает необходимость произвести разборку или подрегулировку механизмов гидропанели, нужно иметь ввиду следующее:
Гидропривод 14 предназначен для переключения скоростей в приводе главного движения, а также для разжима зажимных рычагов поперечины перед ее подъемом или опусканием и зажима их, после установки поперечины в нужное положение.
Гидравлическая схема токарно-карусельного станка 1531м
Схема гидравлическая токарного карусельного станка 1531м. Смотреть в увеличенном масштабе
Управление главным приводом станка. При установке рукоятки выбора частоты вращения планшайбы в положение, соответствующее требуемой частоте вращения, подготовляется цепь переключения электромагнитов распределителей 6, 7, 8, 9, 10. Насос 3 через фильтр 1 и обратный клапан 2 всасывает масло из гидробака и через пластинчатый фильтр 4 по линии 29 подает его к распределителю 26, который в это время выключен. Затем масло по линии 35 через игольчатый дроссель 24 попадает под поршень-фиксатор цилиндра 22 фиксации положения шестерен и поднимает поршень-фиксатор вверх, освобождая при этом штанги переключения шестерен коробки скоростей. Поднявшись вверх, поршень-фиксатор открывает доступ маслу к маслораспределителю и из него в соответствующие выбранной частоте вращения полости цилиндров переключения шестерен. Электромагниты распределителей 6, 1, 8, 9, 10 включены.
При нажатии кнопки «Пуск планшайбы» включается электромагнит распределителя 26 и масло попадает в цилиндр 13 включения фрикциона. Шток цилиндра начинает смещаться вправо до тех пор, пока не откроется сливное отверстие. Вилки фрикциона должны быть отрегулированы так, чтобы в этом положении фрикцион начал работать с проскальзыванием, вращая с «ползучей скоростью» шестерни коробки скоростей. Одновременно масло поступает в цилиндр 23 под поршень, который через рейку производит проворот шестерен коробки скоростей для облегчения переключения.
При переключении в пусковое положение распределителя 26 линия 35 включается на слив. Не удерживаемый больше давлением масла в верхнем положении поршень-фиксатор цилиндра 22 под действием пружины стремится опуститься вниз. Чтобы шестерни не встали «зуб на зуб», переключение производится при «ползучей скорости» фрикциона.
Опустившись, поршень-фиксатор цилиндра 22 фиксации положения шестерен перекрывает сливное отверстие линии 32, и пусковой фрикцион включается полностью. Одновременно перекрывается линия 34 и снимается давление с цилиндров 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 25 переключения шестерен, а линия 35 включается на слив и пружина возвращает поршень цилиндра 23 в исходное положение.
При нажиме на рукоятку «Стоп планшайбы» выключается электромагнит распределителя 26 и его золотник перемещается пружиной в верхнее положение. Масло подается в цилиндр 14 тормоза и планшайба останавливается.
Дроссель 12 служит для регулировки времени включения рабочего фрикциона и тормоза. Мгновенное включение рабочего фрикциона или тормоза при переключении частоты вращения планшайбы может привести к аварии.
Дроссель 24 служит для регулировки времени опускания фиксатора. При быстром опускании фиксатор будет фиксировать тройной блок шестерен в среднем положении, не давая ему возможности переходить из одного крайнего положения в другое. В этом случае частота вращения планшайбы не будет соответствовать выбранной, а при торможении, когда фиксатор поднимается, переключение тройного блока будет продолжаться. Для предотвращения этого явления в системе предусмотрен блокировочный механизм с микровыключателем, исключающим возможность включения распределителя 26 при несоответствии положения тройного блока шестерен положению рукоятки выбора частот вращения.
Гидравлическая система станка предусматривает возможность резкого пуска и останова планшайбы при использовании двух наименьших частот вращения ее, что осуществляется при помощи распределителя 11. Этот распределитель включен при использовании всех частот вращения планшайбы, кроме указанных двух наименьших. При установке одной из двух наименьших частот вращения рукояткой выбора частот вращения и повторном включении кнопки «Пуск» планшайбы распределитель 11 выключается, и масло проходит как через дроссель 12, так и через проточки золотника распределителя 11, что обеспечивает быстрый подвод масла к цилиндру 13 включения рабочего фрикциона. При выключении планшайбы слив масла осуществляется также через распределитель 11, что обеспечивает резкий останов планшайбы.
Разжим поперечины осуществляется следующим образом: масло насосом 3 подается по линии 29 к распределителю 6, При нажатии одной из кнопок перемещения поперечины распределитель 6 включается, и масло по линии 31 поступает в цилиндр 5 зажима поперечины и производит разжим зажимных рычагов поперечины; затем конечным выключателем 5ВК включается мотор перемещения поперечины и начинается ее перемещение. По окончании перемещения двигатель выключается и одновременно с ним выключается распределитель в, прекращая доступ масла к цилиндру 5 и соединяя цилиндр 5 со сливной линией 30. Под действием пружины цилиндр возвращается в исходное положение.
Гидросхема токарно-карусельного станка 1541
Гидросхема токарно-карусельного станка 1541. Смотреть в увеличенном масштабе
Читайте также: Обозначения гидравлических схем металлорежущих станков
В токарно-карусельных станках 1541 гидроприводом осуществляется переключение зубчатых колес при изменении скоростей и подач, а также зажим и разжим траверсы.
В гидропривод станка этой модели входит насос Н, гидроцилиндры переключения зубчатых передач ЦП1 - ЦП4, гидроцилиндры пусковой фрикционной муфты ЦФ и тормоза ЦТ, гидроцилиндры механизма поворота зубчатых колес ЦМП, разжима траверсы ЦРТ, распределители, дроссели и клапаны. Гидравлическая схема показана на рис. 49.
Электродвигатель насоса Н включается одновременно с главным приводом от кнопки «Пуск». При этом включаются электромагниты Э2—Э7 гидрораспределителей Р2—Р7 переключения скоростей соответственно выбранной частоте вращения планшайбы. Масло от насоса Н через каналы 1,2 и 3, гидрораспределитель Р1 (электромагнит Э1 выключен) и каналы 8 и 9 поступает в ЦТ. Плунжер ЦТ и ЦФ перемещается влево, воздействуя на механизм тормоза планшайбы. Из полости ЦТ масло сливается в гидробак по каналам 15, 14, 13, 10, 21 и 22 через гидродроссель ДР2. По каналам 1, 2, 3, 5, 8 и 11 через гидродроссель ДР1 масло поступает в левую полость гидрораспределителя Р9 и смещает его плунжер вправо, переключая из положения I в положение II. Связанная со штоком гидрораспределителя Р9 планка фиксатора плунжеров распределения расфиксирует плунжеры гидроцилиндров ЦП1 — ЦП4, а гидрораспределитель Р9 сообщает гидроцилиндры переключения с линией нагнетания (каналы 1, 2, 3, 6 и 7) — происходит переключение частоты вращения планшайбы.
При нажатии кнопки «Пуск планшайбы» включается электромагнит Э1, который переключает, гидрораспределитель Р1 в положение II. Масло по каналам 1, 2, 3, 13, 14 и 15 через гидродроссель ДР2, поступает в ЦФ, а левая полость гидрораспределителя Р9 сообщается со сливом (каналы 11, 8, 10, 21 и 22). Одновременно по каналам 1, 2, 3, 5, 13, 17 и 25 масло поступит в ЦМП. Осуществляется проворот зубчатых колес, выполняемый для совпадения зубьев и впадин зубчатых колес при переключении. При этом для исключения поломки зубьев фрикционную муфту включают не полностью (она работает с проскальзыванием), так как масло по открытому каналу 16 и каналам 24, 20, 21 и 22 из ЦФ сливается в гидробак, исключая его полное включение (гидрораспределитель блокировки Р8 переключен в положение II фиксаторной планкой при расфиксации ЦП1 — ЦП4).
Одновременно с осуществлением проворота и окончанием процесса зацепления зубчатых колес гидрораспределитель Р9 под действием пружины вытесняет масло из левой полости через гидродроссель ДР1, каналы 11, 8, 10, 21 и 22. Фиксаторная планка приходит в положение фиксации плунжеров ЦП1 — ЦП4, т. е. в положение заданной скорости вращения планшайбы. Вместе с этим гидрораспределители Р8 и Р9 переключаются в положение I. Время переключения этих гидрораспределителей регулируется гидродросселем ДР1 и должно быть достаточным для того, чтобы переключения зубчатых колес завершились полностью до фиксации плунжеров гидроцилиндров переключения. Канал 16 гидрораспределителем Р8 разъединяется от линии слива, и фрикционная муфта включается полностью. Планшайба вращается с выбранной скоростью.
Полость ЦМП через каналы 25, 23, 20, 21 и 22 сообщается со сливом. Под действием пружины поршня ЦМП механизм проворота возвращается в исходное положение.
При работе станка масло от насоса сливается через напорный гидроклапан К1. Для выбора другой частоты вращения планшайбы она должна быть остановлена полностью.
При нажатии кнопки «Стоп» планшайбы электромагнит Э1 выключится и гидрораспределитель Р1 под действием пружины переключится в положение I, перекрывая подачу масла в ЦФ и сообщая с линией нагнетания ЦТ — происходит торможение и останов планшайбы.
Время торможения, как и включения, фрикционной муфты во избежание поломок зубчатых колес должно быть достаточным; Оно задается и регулируется гидродросселем ДР2. Для быстрого пуска и останова планшайбы при установках и выверках заготовок предусмотрена блокировка гидродросселя ДР2 гидрораспределителем Р7, для чего электромагнит Э7 отключается. Быстрый пуск и останов происходит на самых низких ступенях частоты вращения планшайбы.
При нажиме на любую из кнопок перемещения траверсы предварительно включается механизм ее разжима. Электромагнит Э8, включаясь, переключает гидрораспределитель Р10 в положение II. При этом ЦРТ по каналам 1, 2 и 4 сообщается с линией нагнетания. Происходит разжим зажимных рычагов траверсы. После этого автоматически включается электропривод траверсы. По окончании перемещения траверсы электродвигатель перемещения и электромагнит Э8 отключаются. Гидрораспределитель Р10 переключается в положение I, а полость ЦРТ сообщается со сливом. Под действием пружины рычаги зажимают траверсу.
Читайте также: Ремонт гидравлических систем металлорежущих станков
Гидросхема токарно-карусельного станка 1541 и 1531М. Рис.18
Гидросхема токарно-карусельного станка 1541 и 1531М. Смотреть в увеличенном масштабе
Управление главным приводом станка. При установке рукоятки выбора частоты вращения планшайбы в положение, соответствующее требуемой частоте вращения, подготовляется цепь переключения электромагнитов распределителей 6, 7, 8, 9, 10. Насос 3 через фильтр 1 и обратный клапан 2всасывает масло из гидробака и через пластинчатый фильтр 4 по линии 29подает его к распределителю 25, который в это время выключен. Затем масло по линии 35 через игольчатый дроссель 24 попадает под поршень-фиксатор цилиндра 22 фиксации положения шестерен и поднимает поршень-фиксатор вверх, освобождая при этом штанги переключения шестерен коробки скоростей. Поднявшись вверх, поршень-фиксатор открывает доступ маслу к маслораспределителю и из него в соответствующие выбранной частоте вращения полости цилиндров переключения шестерен. Электромагниты распределителей б, 7, 8, 9, 10 включены.
При нажатии кнопки «Пуск» планшайбы включается электромагнит распределителя 26 и масло попадает в цилиндр 13 включения фрикциона. Шток цилиндра начинает смещаться вправо до тех пор, пока не откроется сливное отверстие. Вилки фрикциона должны быть отрегулированы так, чтобы в этом положении фрикцион начал работать с проскальзыванием, вращая с «ползучей скоростью» шестерни коробки скоростей. Одновременно масло поступает в цилиндр 23 под поршень, который через рейку производит проворот шестерен коробки скоростей для облегчения переключения.
При переключении в пусковое положение распределителя 26 линия 35включается на слив. Не удерживаемый больше давлением масла в верхнем положении поршень-фиксатор цилиндра 22 под действием пружины стремится опуститься вниз. Чтобы шестерни не встали «зуб на зуб», переключение производится при «ползучей скорости» фрикциона.
Опустившись, поршень-фиксатор цилиндра 22 фиксации положения шестерен перекрывает сливное отверстие линии 32, и пусковой фрикцион включается полностью. Одновременно перекрывается линия 34 и снимается давление с цилиндров 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 25 переключения шестерен, а линия 35включается на слив и пружина возвращает поршень цилиндра 23 в исходное положение.
При нажиме на рукоятку «Стоп» планшайбы выключается электромагнит распределителя 26 и его золотник перемещается пружиной в верхнее положение. Масло подается в цилиндр 14 тормоза и планшайба останавливается.
Дроссель 12 служит для регулировки времени включения рабочего фрикциона и тормоза. Мгновенное включение рабочего фрикциона или тормоза при переключении частоты вращения планшайбы может привести к аварии.
Дроссель 24 служит для регулировки времени опускания фиксатора. При быстром опускании фиксатор будет фиксировать тройной блок шестерен в среднем положении, не давая ему возможности переходить из одного крайнего положения в другое. В этом случае частота вращения планшайбы не будет соответствовать выбранной, а при торможении, когда фиксатор поднимается, переключение тройного блока будет продолжаться. Для предотвращения этого явления в системе предусмотрен блокировочный механизм с микровыключателем, исключающим возможность включения распределителя 26при несоответствии положения тройного блока шестерен положению рукоятки выбора частот вращения.
Гидравлическая система станка предусматривает возможность резкого пуска и останова планшайбы при использовании двух наименьших частот вращения ее, что осуществляется при помощи распределителя 11. Этот распределитель включен при использовании всех частот вращения планшайбы, кроме указанных двух наименьших. При установке одной из двух наименьших частот вращения рукояткой выбора частот вращения и повторном включении кнопки «Пуск» планшайбы распределитель 11 выключается, и масло проходит как через дроссель 12, так и через проточки золотника распределителя 11, что обеспечивает быстрый подвод масла к цилиндру 13 включения рабочего фрикциона. При выключении планшайбы слив масла осуществляется также через распределитель 11, что обеспечивает резкий останов планшайбы.
Разжим поперечины осуществляется следующим образом:
Рубикон ООО
Читайте также: Ремонт гидравлических систем металлорежущих станков
Полезные ссылки по теме - Дополнительная информация