История завода


Предприятие было создано в сентябре 1915 года в городе Лубны. Этому предшествовали следующие события:


1895 год. В г. Кременец, Волынской обл. был построен чугунно-медный литейный и механический завод фирмы Овадис и К°. Его основателями являлись предприниматели Овадис, Вайберг и Перельмутер. Они работали на паях, и чтобы избежать банкротства объединились в товарищество с названием Феникс с правлением в г. Санкт-Петербурге. Состав правления: председатель М.Л. Балабанов, члены правления Я.И. Утин, О.О. Ксенжапольский, М.Ф. Кариус и К.А. Ясинский.

В начале товарищество «Феникс» ремонтировало сельскохозяйственный инвентарь, изготавливало оборудование для переработки сельскохозяйственной продукции, занималось чугунным и медным литьем.

Когда встал вопрос о расширении производства, столкнулись с проблемой приобретения оборудования. В то время в России было очень мало станкостроительных предприятий. И тогда в начале 20 столетия и возникла идея изготавливать на «Фениксе» самые простые токарные и строгальные станки. Но претворить в жизнь свои планы в г. Кременец товариществу так и не удалось – помешали бурные и непредсказуемые события: революции, войны, перевороты.

1914 год. Летом этого года началась первая мировая война. Войска кайзеровской Германии вступили на территорию царской России. Под напором немецких войск армия царской империи начала отступать на восток. Война несла смерть, слезы, разруху и ложилась огромным бременем на плечи народа.

Страх за судьбу своих капиталов заставил предпринимателей согласиться на эвакуацию.

1915 год. Летом этого года производственное оборудование, крупное литье и модели были загружены на железнодорожные платформы и отправлены на восток.

1 сентября поезд прибыл в конечный пункт своего назначения – станцию Лубны, Полтавской губернии. Сюда же приехала и часть квалифицированных работников с семьями. С этого времени и началась жизнь завода в городе на берегу тихой речки красавицы Сулы.

Лубны предприниматели выбрали не случайно, городская промышленность и сельское хозяйство имели много общего с промышленностью города Кременца: мельницы, Гуральня, сахарные и кожевенные заводы, большие помещичьи землевладения. Имелись заказы на изготовление и ремонт разного инвентаря – плугов, борон, молотилок, вальцов и других необходимых вещей.

В начале завод арендовал помещение частной маслобойни. Рабочие, приехавшие с Волыни, поселились на частных квартирах. Во время первой мировой войны особо ощущалась отсталость российского станкостроения. Поэтому возникла острая необходимость расширения этой отрасли промышленности. Начали искать новое место для строительства завода. Приобрели большой участок земли у помещика в юго-западной части города (современная территория завода). Отсюда было недалеко до железной дороги и шоссейной дороги на Киев и Полтаву. Рядом были расположены и другие предприятия – «Механик» (современный завод «Комсомолец»), шерстяная фабрика, мельница.

1916 год. Постройка первых корпусов завода. Под одной крышей разместились литейный, кузнечный и модельный цеха. Отдельно построили механический корпус. Начался выпуск первой продукции.

Ежемесячно завод выпускал по 4-5 токарных станков с расстоянием между центрами 1000 и 1500 мм., и столько же строгальных станков с полезной площадью стола 1500х500мм. Оборудование механического и литейного цехов приводилось в движение трансмиссией от 12-сильного локомобиля.

Измерительными инструментами на заводи были линейка, кронциркуль и нутромер.

Особенно тяжелою была работа в литейном цехе. Формовщики одновременно выполняли работу заливщиков, выбойщиков и обрубщиков. Сами же готовили формовочную смесь, сами же и прибирали формовочную площадку. Цех давал одну плавку в неделю. В вагранку загружалось 4-4,8 тонны шихты. Все делалось вручную. Единственным средством механизации в цехе был кран. Он передвигался, но двигали его мозолистые руки людей. Бытовых условий не было никаких. Дым, копоть разъедали глаза и легкие работников. Рабочая смена длилась по 12 часов в сутки.

Работники завода «Феникс» были полупролетариями-полукрестьянами, все имели домашнее хозяйство. Им не хватало политических знаний и организованности. Но проходило время и рабочие начали борьбу за свои права.

1917 год. В феврале этого года была свергнута царская монархия. Работники завода, собравшись на митинг в один из весенних дней, приветствовали революцию. Был организован Общественный комитет – орган власти состоящий из трех человек, двое из которых были работниками завода «Феникс» - Иосиф Компаниец и Иосиф Шпура.

Тогда же на заводи «Феникс» был впервые организован профсоюзный комитет. По требованию профсоюза городской Общественный комитет ввел восьмичасовой рабочий день, устанавливал размер заработной платы, разбирал конфликты между предпринимателями и рабочими.

1919 год. В марте 1919г. завод «Феникс» был национализирован и передан в ведение Полтавского губернского совета народного хозяйства. На смену рабочему контролю пришло рабочее управление производством.

1921 год. Завод «Феникс» перешел на самостоятельную хозяйственно-коммерческую деятельность. Из-за нехватки кокса, чугуна и других материалов в этом же году работа завода была приостановлена.

1923 год. Директором завода был назначен Моисей Шурхин.

1926 год. В начале года на заводе была создана партийная организация, которую возглавил ветеран завода, модельщик Иосиф Шпура.

1 ноября этого года на собрании коллектива было принято решение дать заводу новое название Первый государственный машиностроительный завод «Коммунар».

В соответствии с первым пятилетним планом завод «Коммунар» подлежал коренной реконструкции и расширению. Руководство завода настаивало на создании станкостроительного производства.

1927 год. Новым директором назначен Иван Новиш, бывший кадровый рабочий завода «Механика». Главным инженером назначен Сергей Шпаковский, бывший сотрудник управления Киевского трамвая.

Под их руководством велись разработки нового, более совершенного токарно-винторезного станка.

1929 год. Изготовлен токарный станок, которому дали модель К-29, после модернизации этот станок назвали К-30. А далее станку присвоили стандартизированное наименование – 1К617. Это был первый отечественный станок с призматическими направляющими и малогабаритною коробкою передач.

Первою продукциею, которую отправили на экспорт в Турцию, был токарно-винторезный станок модели 1618.

1930 год. Коллективом завода выпущено 334 станка.

1931 год. Построен новый просторный механо-сборочный цех, где началось серийное производство станков, и лишь за первое полугодие изготовлено 250 станков.

В этом же году открыты школы ФЗО (фабрично-заводского обучения), где в течение десятилетий подготавливали тысячи токарей, слесарей, модельщиков, формовщиков и других квалифицированных рабочих.

1941 год. Великая отечественная война огненным смерчем прокатилась по городам и селам Украины. 21 августа 1941г. поступил приказ готовится к эвакуации. Подъемных средств не было, станки вручную вытаскивали в проломанные оконные проемы и грузили на автомобили и железнодорожные платформы. Сверху станков строили деревянные настилы и там помещались семьи работников завода. Завод «Коммунар» был эвакуирован в город Саракташ, Оренбургской области. Один из эшелонов возглавлял начальник отдела кадров Баерздорф А.П. Там в широкой степи, на голом месте, в кратчайшие сроки было создано новое предприятие под названием Саракташский станкостроительный завод «Коммунар», который работает там до сих пор. Самоотверженно в невероятно тяжелых условиях работали люди, изготавливаю продукцию для нужд фронта.

Послевоенное время

1943 год. После освобождения Лубен от немецко-фашистких захватчиков был назначен новый директор А. Пахомов. В сохранившихся производственных помещениях коммунаровцы вновь стали налаживать выпуск станков. Оборудование стали привозить из разных областей страны. Тогда на заводе работало 373 человека, в основном подростки и люди пожилого возраста. Завод объявили комсомольскою стройкою. Завод оживал, набирал темпов, и уже в конце 1944 были выпущены первые токарно-винторезные станки новой модели 1617. Предприятие снова стало действующим.

1948 год. Завод выпустил больше новых станков, чем в довоенном 1940 г. Кроме станков также выпускались конные культиваторы, силосорезки, плуги, запасные части к тракторам и комбайнам. Завод расширялся, был построен новый литейный цех.

1957 год. В целях развития народного хозяйства государства перед заводом была поставлена задача генеральной реконструкции и смены профиля производства.

Хорошее развитие и оснащение литейного, кузнечно-штамповочное, инструментальное, механическое и сварочное производства, наличие высококвалифицированных кадров позволили заводу перейти на выпуск более сложного финишного металлообрабатывающего оборудования.

Для обеспечения выпуска высокоточных станков были созданы метрологическая служба, измерительная лаборатория, производство отливок из цветных металлов и пластмасс, цех гальванических покрытий и термической обработки.

1959 год. Выпушен первый специальный шлифовальный станок 3А423. Параллельно продолжался выпуск токарных станок моделей ЛТ-10, ЛТ-11.

1960 год. Освоен выпуск универсальных круглошлифовальных станков модели 3А130.

В начале 60-х годов был построен новый главный корпус площадью 18000 кв.м., где было установлено новое отечественное и зарубежное оборудования.

В конце 60-х годов освоен выпуск новой гаммы универсальных круглошлифовальных станков и станков-полуавтоматов 3У131, 3У132, 3У133, 3У142, 3У143, 3У144, 3М173, 3М174, 3М175. 3М131, 3М132 и других.

1975 год. Спроектирован и выпущен в серийное производство специализированный станок для перешлифовки коренных и шатунных шеек коленвала модели 3В423. Позднее, на базе этой модели стал изготавливаться станок модели 3Д4230.

Станки поставляются более чем в 40 стран мира.

1979 год. Начато освоение новой серии станков модели ЛТ2-21 для шлифовки коленвалов в автоматических линиях на КАМАЗе (Камский автомобильный завод. г. Набережные Челны, РФ). Коммунаровцы смогли изготовить такую продукцию, не хуже, чем ее американские аналоги. Всего было изготовлено 16 станков-автоматов и установлено в автоматические линии на гиганте автомобильной промышленности.

1986 год. По всей стране введена государственная приемка качества продукции на всех этапах производства. Госприемка подчинялась только Госстандарту и это привело к уменьшению объемов выпуска продукции.





Независимая Украина

24 августа 1991 года Акт провозглашения независимости Украины.

1991 год. В результате развала Советского Союза Украина стала независимым государством. Началось строительство отечественной экономики, тесно связанное с процессом приватизации. У предприятия изменилась форма собственности, завод стал открытым акционерным обществом.

1994 год. В марте этого года по решению заводской конференции заводу «Коммунар» присвоено новое название: Открытое акционерное общество станкостроительный завод «Шлифверст».

В 90-х годах номенклатура завода значительно расширилась. На смену шлифовальным станкам серии 3У и других, поставлена на производство серия станков модели 3С (3С120В, 3С130В, 3С132В, 3С133В). Эта серия отличается современным дизайном, экономичностью, удобством обслуживания и расширенными технологическими возможностями.

Значительную часть в производственной программе завода занимают станки для перешлифовки коренных и шатунных шеек коленчатых валов моделей 3411, 3Д4230, 3Д4231, ЛТ-235.

В сложный период перехода к рыночным отношениям завод сохраняет специализацию и продолжает расширять номенклатуру выпускаемой продукции. Начинают изготавливаться станки для изготовления паркета моделей ЛТ-501, ЛТ-504, пилорама модели ЛТ-535, многофункциональный станок для обработки древесины ЛТ-517. И многие другие модели, не соответствующие основному профилю завода.

2004 год. На Всеукраинском конкурсе качества продукции (товаров, работ, услуг) в номинации «Товары производственно-технического назначения» наше предприятие получило первый приз. На конкурс был представлен полуавтомат торцекруглошлифовальный высокой точности 3Т110В.

На этом полуавтомате использованы новые нигде ранее не применяемые технологии по обработке деталей. Это станок не имеет аналогов среди оборудования, выпускаемого на Украине и в странах СНГ.

В 2007 году доходы предприятия сократились на 14%, а начавшийся в 2008 году экономический кризис ещё более осложнил положение предприятия. В ноябре 2008 года директор завода В. Дрозд сообщил о возможности остановки производства в связи с недостатком заказов.

В марте 2011 года завод посетил глава компании "Мотор Сич" В. А. Богуслаев, который сообщил о заинтересованности компании в ремонте и модернизации оборудования завода с целью расширения производственных мощностей, развития предприятия и реализации совместных проектов.

2012 год. Со 2 апреля этого года завод вошел в состав Публичного акционерного общества «МОТОР СИЧ» и получил новое название - Обособленное подразделение Лубенский станкостроительный завод» АО «МОТОР СИЧ».

Завод активно участвует в модернизации оборудования АО «МОТОР СИЧ». Освоен капитальный ремонт и модернизация станков: токарных полуавтоматов модели АТПР2М12, вертикально-фрезерных станков с ЧПУ модели МА655, плоскошлифовальных станков модели 3Г71, обрабатывающих центров ИР-500, ИР-800.

Предприятие продолжает, как и ранее, выпускать различные модели круглошлифовальных станков. Ведется обновление основной производственной базы.

В составе предприятия имеются хорошо развитые и достаточно оснащенные производства: отливок черных, цветных металлов и пластмасс, инструмента и спец оснастки, кузнечно-штамповочное, сварочное, гальванических покрытий, термической обработки, механообработки, метрологическая служба, центральная заводская лаборатория.

2015 год. Празднование 100-летия предприятия прошло под лозунгом «ПЕРЕМОГУ ЗДОБУВАЄ КОМАНДА!». В рамках празднования столетнего юбилея завода большая группа работников была отмечена грамотами Верховной рады Украины, Орденом «За заслуги» ІІІ степени, почетными грамотами Кабинета министров Украины и Полтавского областного совета. Работникам завода присвоены звания «Заслуженный моторостроитель» и «Заслуженный работник промышленности Украины»


Лубенский станкостроительный завод

Лубенский станкостроительный завод



Украина, 315500, г. Лубны Полтавской область, ул. Коммунаровская, 19/12, http://lsz.motorsich.com/, http://shlifwerst.com.ua/


Станки, выпускаемые Лубенским станкостроительным заводом Коммунар


Станки, выпускаемые Лубенским станкостроительным заводом ОАО «Шлифверст»










Связанные ссылки. Дополнительная информация



Главная   О компании   Новости   Статьи   Прайс-лист   Контакты  
Справочная информация   Скачать паспорт   Интересное видео   Производители