Главная > Каталог станков > Токарные станки > Станки токарно-винторезные > 16б16

16Б16 Станок токарно-винторезный универсальный
описание, схемы, характеристики

Токарно-винторезный станок 16Б16







Сведения о производителе токарно-винторезного станка 16Б16

Производитель универсального токарного станка 16Б16 - Средневолжский станкостроительный завод СВСЗ, основанный в 1876 году.

Производство металлорежущих станков на Средневолжском станкостроительном заводе впервые началось в конце января 1926 года. Первым выпущенным станком на предприятии был токарно-винторезный станок со ступенчатым шкивом модели ТВ-155В.

В 1934 году на заводе был создан оригинальный токарно-винторезный станок модели СП-162 с числом скоростей - 8, числом оборотов шпинделя в минуту - от 24 до 482. На станке впервые был установлен индивидуальный электродвигатель мощностью в 1,5 квт.

В 1935 году завод первым в СССР изготовил резьбофрезерный станок модели 561, а с военного 1941 года приступает к выпуску целой гаммы резьбофрезерных полуавтоматов: 5А63, 5А64, 5М63, 5М64.

В годы войны завод освоил выпуск токарно-винторезного станка 1615 и вскоре модернизировал его, доведя скорость шпинделя до 1000 оборотов в минуту.

В 1949 году запущен в серийное производство станок 1616, в шестидесятых годах модели - 1В616 и 1А616, а с начала семидесятых годов начался выпуск серии 16Б16.

С 90х годов прошлого века предприятие СВСЗ выпускает токарные станки под торговой маркой SAMAT.





Станки производства Средневолжского станкостроительного завода, СВСЗ, г. Самара


16Б16 станок токарно-винторезный универсальный. Назначение и область применения

Токарно-винторезный станок 16Б16 заменил в серийном производстве (1970 год) станок 1А616.

Станок токарно-винторезный 16Б16 предназначен для выполнения операций токарной обработки нормальной точности деталей диаметром до Ø320 мм и длиной до 500, 750, 1000 мм.

Высокая точность и чистота обработки обеспечиваются точностью изготовления всех базовых деталей и тщательностью сборки станка, применением в качестве опор шпинделя высокоточных подшипников, балансировкой всех быстровращающихся деталей станка, широким диапазоном скоростей резания с бесступенчатым регулированием.

Принцип работы и особенности конструкции станка

Отсчет продольных и поперечных перемещений резца ведется по лимбам или индикаторным упорам, установленным на каретке и станине станка.

Шпиндель станка 16Б16 получает 24 скорости вращения. 12 скоростей вращения шпиндель получает напрямую от коробки скоростей через клиноременную передачу и разгруженный приемный шкив и 12 скоростей вращения через переборные шестерни (1:4, 1:16) передней бабки. Для управление перебором служит правая рукоятка на передней бабке.

12 ступеней на входном валу передней бабки обеспечивает 6-и ступенчатая коробка скоростей и двухскоростной электродвигатель. Изменение чисел оборотов производится за счет перемещения блоков шестерен по шлицевым валам при помощи двух рукояток, выведенных на переднюю стенку коробки скоростей. Реверс шпинделя осуществляется фрикционной муфтой. Торможение — электромагнитной муфтой подключением постоянного тока в обмотку статора электродвигателя. Установка частоты вращения шпинделя осуществляется рукоятками 9, 37 (см. рис.3) и электропереключателем

Токарный станок 16Б16 имеет ускоренный ход каретки и суппорта в продольном и поперечном направлениях.

Управление рабочими и ускоренными перемещениями каретки и суппорта осуществляется одной рукояткой, удобно расположенной на фартуке.

Станок комплектуется четырехпозиционным резцедержателем и резцедержателем с механизмом быстрого отвода резца при нарезании резьб.

Частота вращения шпинделя устанавливается рукояткой, расположенной на фартуке. Ее можно изменять при вращении шпинделя.

При выполнении отделочной обработки движение от шпинделя коробке подач передается ременной передачей, что способствует плавной работе станка при высокой частоте вращения шпинделя и длительному сохранению точности сменных колес.

Станок имеет современную архитектурную форму, удобен в управлении и обслуживании.

Класс точности станка Н по ГОСТ 8—71.




Основные технические характеристики токарно-винторезного станка 16Б16

Передний конец шпинделя выполнен по ГОСТ 12593 (DIN 55027, ИСО 702-3-75) под поворотную шайбу, с центрирующим коротким конусом:

  • Номинальный диаметр конуса D = 106,375 мм, условный размер конца шпинделя - 6
  • Внутренний (инструментальный) конус шпинделя - Морзе 6
  • Стандартный диаметр токарного патрона - Ø 200, Ø 250 мм, исполнение - тип 2 (под поворотную шайбу)
  • Диаметр сквозного отверстия в шпинделе - Ø 45 мм
  • Наибольший диаметр прутка - Ø 44 мм

Механизм передней бабки позволяет:

  • производить нарезание резьб с увеличенным шагом в 4 и 16 раз
  • нарезать правые и левые резьбы
  • производить нарезание многозаходных резьб при работе с переборами 1:4 и 1:16 с числом заходов 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, 30, а при работе напрямую с числом заходов 2, 3, 4, 6, 12

Коробка подач - унифицированный узел 16Б16П.070.000 обеспечивает, нарезание метрической, дюймовой, модульной и питчевой резьбы без применения сменных шестерен. Для нарезания точной резьбы ходовой винт может быть включен напрямую, минуя коробку подач.

Механизм коробки подач дает возможность получить через ходовой винт следующие резьбы:

  • Резьба метрическая с шагом от 0,5 до 24 мм
  • Резьба дюймовая с числом ниток на 1 дюйм от 56 до 1
  • Резьба модульная с шагом в модулях от 0,25 до 22 мм
  • Резьба питчевая с шагом в питчах от 128 до 2
  • Продольные подачи - 0,065..0,91 мм/оборот (140 ступеней)
  • Поперечные подачи - 0,065..0,91 мм/оборот (140 ступеней)

Без дополнительных сменных колес на станке модели 16Б16 возможно нарезание резьбы повышенной точности:


Модификации универсального токарно-винторезного станка 16Б16

  • 16Г16 - нормальной точности с выемкой в станине
  • 16Л20 - нормальной точности облегченный
  • 16Б16К - станок с автоматической коробкой передач
  • 16Г16К - станок с выемкой в станине и с автоматической коробкой передач
  • 16Л20К - станок нормальной точности облегченный с автоматической коробкой передач
  • 16М16 - станок нормальной точности механизированный с гидрокопировальным устройством
  • 16Б16Ф3 - станок токарный с ЧПУ Контур 2ПТ-71
  • 16М16Т1, SAMAT 135NC - станок токарный патронно-центровой с ЧПУ
  • 16Б16П - станок повышенной точности
  • 16Л20П - станок повышенной точности облегченный
  • 16Л20ПФ1 - станок повышенной точности с устройством цифровой индикации
  • 16Б16КП - станок повышенной точности с автоматической коробкой передач
  • 16Л20КП - станок повышенной точности облегченный с автоматической коробкой скоростей
  • 1Е16КП - станок повышенной точности с автоматической коробкой скоростей
  • 16Б16П SV - станок повышенной точности c бесступенчатым приводом РМЦ = 750 мм
  • 16Б16П MV - станок повышенной точности c бесступенчатым приводом РМЦ = 1000 мм
  • 16Б16П LV - станок повышенной точности c бесступенчатым приводом РМЦ = 1500 мм
  • 16Б16Т1, 16Б16Т1С1 - станок повышенной точности c ЧПУ
  • 16Б16А - станок особо высокой точности
  • 16Б16КА - станок особо высокой точности с автоматической коробкой скоростей
  • 16Б16АБ - станок особо высокой точности для финишных операций токарной обработки
  • 16Б16С - станок сверхвысокой точности для финишных операций токарной обработки
  • 16Л20Ф1 - нормальной точности с устройством цифровой индикации

Габариты рабочего пространства станка 16Б16. Эскиз суппорта

16б16 универсальный токарно-винторезный станок. Габаритные размеры рабочего пространства

Чертеж рабочего пространства токарного станка 16Б16


Посадочные и присоединительные размеры станка 16Б16. Эскиз шпинделя.

16б16 Токарно-винторезный станок. Посадочные и присоединительные размеры

Посадочные и присоединительные базы станка 16Б16


Общий вид токарно-винторезного станка 16Б16

16б16 универсальный токарно-винторезный станок. Фотография станка

Фото токарно-винторезного станка 16Б16

Фото универсального токарно-винторезного станка 16Б16. Скачать в увеличенном масштабе



16б16 универсальный токарно-винторезный станок. Фотография станка

Фото токарно-винторезного станка 16Б16

Фото универсального токарно-винторезного станка 16Б16. Скачать в увеличенном масштабе



16б16 универсальный токарно-винторезный станок. Фотография станка

Фото токарно-винторезного станка 16Б16

Фото универсального токарно-винторезного станка 16Б16. Скачать в увеличенном масштабе



16б16 универсальный токарно-винторезный станок. Фотография станка

Фото токарно-винторезного станка 16Б16к с АКС и УЦИ

Фото токарно-винторезного станка 16Б16 с АКС и УЦИ. Скачать в увеличенном масштабе



16б16 универсальный токарно-винторезный станок. Фотография станка

Шпиндельная бабка токарно-винторезного станка 16Б16к с АКС

Фото токарно-винторезного станка 16Б16 с АКС. Скачать в увеличенном масштабе



16б16 универсальный токарно-винторезный станок. Фотография станка

Фото токарно-винторезного станка 16Б16к с АКС


Расположение органов управления токарно-винторезным станком 16Б16

16б16 Токарно-винторезный станок. Расположение органов управления

Расположение органов управления токарным станком 16Б16

Расположение органов управления токарно-винторезным станком 16Б16. Скачать в увеличенном масштабе

Перечень органов управления токарно-винторезным станком 16Б16

  1. Табличка с поясняющими графическими символами
  2. Рукоятки установки величины подачи и шага резьбы
  3. Рукоятки установки величины подачи и шага резьбы
  4. Кнопка аварийная
  5. Кнопка включения электродвигателя главного движения
  6. Рукоятка включения нормального или увеличенного шага
  7. Рукоятка изменения направления нарезки
  8. Табличка с поясняющими графическими символами
  9. Рукоятка включения переборов
  10. Указатель нагрузки
  11. Лампа сигнальная
  12. Рукоятка включения электрооборудования станка в сеть
  13. Рукоятка включения насоса охлаждения
  14. Рукоятка переключения скорости электродвигателя главного движения
  15. Рукоятка управления АКП - автоматической коробкой передач
  16. Рукоятка поперечной подачи суппорта
  17. Рукоятка поворота и крепления резцовой головки
  18. Винт крепления каретки к станине
  19. Рукоятка подачи верхней части суппорта
  20. Кнопка включения электродвигателя ускоренных ходов каретки и суппорта
  21. Рукоятка крепления пиноли задней бабки
  22. Винт поперечного смещения задней бабки
  23. Рукоятка крепления задней бабки к станине
  24. Маховик перемещения пиноли задней бабки
  25. Винт натяжения ремня электродвигателя ускоренного хода
  26. Рукоятка управления ходами каретки и суппорта
  27. Рукоятка включения гайки ходового винта
  28. Гайка регулировки усилия отключения фартука по упору
  29. Рукоятка включения муфты перегрузочного механизма фартука
  30. Табличка с поясняющими графическими символами
  31. Рукоятки пуска станка и реверсирования шпинделя
  32. Кнопка включения реечной шестерни
  33. Маховик ручного перемещения каретки
  34. Табличка с поясняющими графическими символами
  35. Рукоятки пуска станка и реверсирования шпинделя
  36. Рукоятки установки величины подачи и шага резьбы
  37. Рукоятка управления коробкой скоростей 6-и позиционная
  38. Винт натяжения ремня привода шпиндельной бабки
  39. Винт натяжения ремня электродвигателя главного движения

Таблица настройки резьб и подач токарно-винторезного станка 16Б16

Таблица настройки резьб и подач токарно-винторезного станка 16Б16

Таблица настройки резьб и подач токарно-винторезного станка. Скачать в увеличенном масштабе



Таблица настройки резьб и подач токарно-винторезного станка 16Б16

Таблица настройки резьб и подач токарно-винторезного станка 16Б16 с АКП

Таблица настройки резьб и подач токарно-винторезного станка 16Б16 с АКП. Скачать в увеличенном масштабе



Обозначение составных частей станка

Наименование 16Б16
16Б16П
16Б16К
16Б16KП
16Б16А 16Б16КА
Станина 16Б16П.011.000 16Б16П.011.000 16Б16А.011 16Б16А.011
Бабка шпиндельная 16Б16П.020.000 16Б16П.020.000 16Б16А.020 16Б16А.020
Коробка скоростей 16Б16П.024.000 АКП 16Б16П.024 АКС 109
Коробка передач 16Б16П.080.000 16Б16П.080.000 16Б16А.080 16Б16А.080
Коробка подач 16Б16П.070.000 16Б16П.070.000 16Б16А.070 16Б16А.070
Суппорт 16Б16П.045.000 16Б16П.045.000 16Б16П.045 16Б16П.045
Каретка 16Б16П.051.000 16Б16П.051.000 16Б16А.051 16Б16А.051
Резцедержатель 16Б16П.048.000 16Б16П.048.000 16Б16П.048 16Б16П.048
Фартук 16Б16П.062.000 16Б16П.062.000 16Б16A.061 16Б16A.061
Шкивы главного привода 16Б16.162.000 16Б16.162.000 16Б16.162 16Б16.162
Привод ускоренного хода 16Б16П.159.000 16Б16П.159.000 16Б16П.159 16Б16П.159
Бабка задняя 16Б16П.330.000 16Б16П.330.000 16Б16П.030 16Б16П.030
Тумба правая 16Б16П.017.000 16Б16П.017.000 16Б16П.017 16Б16П.017
Шкаф управления ШОС 5906 ШОС 5906
Электрооборудование 16Б16П.195.000 16Б16КП.195.000
Охлаждение 16Б16П.251.000 16Б16П.251.000 16Б16П.251.000 16Б16П.251.000
Система смазки 16Б16П.240.000 16Б16П.240.000-03 16Б16П.240.000 16Б16П.240.000




Кинематическая схема токарного станка модели 16Б16

16Б16, 16Б16п, 16Б16к Схема кинематическая токарно-винторезного станка

Кинематическая схема токарного станка модели 16Б16

Схема кинематическая токарно-винторезного станка 16Б16. Скачать в увеличенном масштабе

Схема расположения подшипников качения токарного станка 16Б16. Скачать в увеличенном масштабе



  • А - АКС - автоматическая коробка скоростей для станков 16Б16К, 16Б16КП, 16Г16К
  • а - бабка шпиндельная
  • б - резцедержатель
  • в - суппорт
  • г - бабка задняя
  • д - фартук
  • е - каретка
  • ж - коробка скоростей для станков 16Б16, 16Б16П, 16Г16

* для частоты вращения шпинделя 16..1600 об/мин

** для частоты вращения шпинделя 25..2500 об/мин


Описание основных узлов токарно-винторезного станка 16Б16

Коробка скоростей

Коробка скоростей токарно-винторезного станка 16Б16

Чертеж коробки скоростей токарного станка 16Б16


Коробка скоростей (устанавливается на станки 16Б16) на шесть ступеней монтируется в отдельном корпусе и крепится к задней наружной стенке левого торца тумбы.

Для натяжения ремня, идущего от коробки к шпинделю, коробка может перемещаться в вертикальной плоскости с помощью винта б (рис.5).

Механизм коробки скоростей приводится в движение от двухскоростного электродвигателя через зубчатую ременную передачу.

Шкив 16, связанный со шлицевой ступицей 15, передает вращение валу 14, свободно проходящему через вал-гильзу 20.

Вал 14 связан с дисками приводной электромагнитной муфты 25, при включении которой движение с вала 14 передается связанному с ней валу-гильзе 20, через полумуфту 24. Коробка скоростей позволяет получить шесть различных скоростей на выходном шкиве 13. Далее движение через зубчатую ременную передачу передается на шкив шпиндельной бабки.

Все зубчатые колеса 7-11, 18, 19, 22 коробки скоростей изготовлены из легированных сталей и подвергнуты термической обработке с последующей шлифовкой профиля зубьев.

С выходным валом 4 коробки скоростей связана обеспечивающая надежное и быстрое торможение станка тормозная электромагнитная муфта 3 с ходовым винтом 12.

Смазка электромагнитных муфт, зубчатых колес и подшипников коробки скоростей осуществляется от насоса смазки поливом по трубопроводам I, 43 со штуцерами 2, 44.


Механизм переключения скоростей на станках 16Б16

Установка частоты вращения шпинделя осуществляется рукоятками 9, 37 (см. рис.3) и электропереключателем 14.

Управление коробкой скоростей однорукояточное.

При выборе той или иной скорости коробки скоростей рукоятку 27 (см. рис.5) нужно отклонить на себя до отказа, затем, поворачивая ее влево или вправо, совместить указатель 29 с необходимый номером скорости. После этого рукоятка 27 досылается вперед.

В механизм управления коробкой скоростей встроен конечный выключатель, расположенный на верхней стенке корпуса коробки, который при отклонении рукоятки 27 на себя, отключает электродвигатель, приводную 24 и тормозную 3 муфты. Инерционное вращение зубчатых колес коробки скоростей позволяет легко вводить их в зацепление при переключении скоростей.

Рукоятка 27 при отклонении на себя через штифт 28 тянет за собой валик-тягу 37, который в свою очередь поворачивает рычаг 31, сидящий на оси 32. Реечный сектор 30 скользит вдоль зубьев рейки 5.

Рычаг 31 через ось 32 поворачивает рычаг 33, который своим сухарем входит в паз барабана 23, который, перемещаясь вдоль оси, своим диском В давит на пальцы 38 и через тяги 40, вилки 41 ставит все зубчатые колеса коробки скоростей в нейтральное положение.

При вращении рукоятки 27 влево, и вправо при выборе той или иной скорости, зубчатый сектор 30 поднимает или опускает рейку 5, связанную с зубчатым колесом 22. Зубчатое колесо 22, связанное с диском Е фиксации и диском А блокировки тяг 40 через ось 26, поворачивает барабан 23.

Угловая фиксация барабана 23 и рукоятки 27 аи выборе скорости осуществляется роликом подпружиненного рычага 34, а осевая - шариком 36.

Диск А блокировки тяг при повороте зубчатого колеса 22 свободно вращается в прорезях втулок 39. На диске А имеется ряд фрезеровок, которые при выборе определенной скорости располагаются против втулок тех тяг 40, которые в данный момент будут вводить в зацепление необходимую пару зубчатых колес

Диск Д барабана 23 имеет ряд выступов и впадин.

При выборе определенной скорости против пальцев 38 тяг 40 располагаются выступы диска Д.

Отклоняя рукоятку 27 от себя, барабан 23 тем же путем, как было описано выше, возвращаем в исходное положение.

Впадины диска Д пропускают пальцы 38 тяг 40, а два выступа диска, упираясь в пальцы 38, перемещают через тяги 40 и вилки 41 необходимую пару зубчатых колес, соответствующую выбранной скорости.

Фрезеровки диска А пропускают втулки 39 перемещаемых тяг. Остальные тяги через втулки 39 блокируются диском А от осевого смещения.

Барабан 23 в рабочем положении от проворота блокируется пальцем 42.

Таким образом, каждая из тяг получает возвратно-поступательное движение в зависимости от положения пазов диска Д барабана 23 и пазов блокирующего, диска А.

Вилки, связанные с тягами, перемещают по шлицевым валам в определенных комбинациях зубчатые колеса 9, II, 17, 19, 21.

Рабочее зафиксированное положение пары зубчатых колес, соответствующей выбранной скорости, выглядит следующим образом: в осевом направлении зубчатые колеса зафиксированы через вилки 41, тяги 40, пальцы 38 между дисками В и Д барабана 23, а барабан 23 - шариком 36.

При монтаже системы переключения зубчатых колес необходимо учитывать следующее:

  • рейка 5 должна выступать на 61 мм над верхней плоскостью корпуса коробки скоростей. Это обеспечит правильную работу механизма переключения скоростей;
  • зубчатое колесо 22 вводится в зацепление с рейкой 5 при положении диска Б, соответствующем первой скорости;
  • во всех шести положениях барабана 23 проверяется правильность работы системы переключения.

Пальцы 38 и втулки 39 должны свободно проходить через соответствующие фрезеровки в дисках Д и А.

Это достигается поворотом тяг 40 относительно вилок переключения 41 при ослаблении крепления последних.

Для ослабления крепления вилок 41, расположенных на двух тягах у задней стенки коробки скоростей, предусмотрены отверстия, закрытые вытяжными заглушками 35.

Зубчатый сектор 30 на тяге 37 должен устанавливаться так, чтобы при возвратно-поступательном движении и вращении тяги 37 он не выходил из зацепления с рейкой 5.

Кроме вышеперечисленного не обходимо иметь в виду, что при натяжении ремня редуктор-шпиндель, зубчатый сектор 30 и рычаг 31 меняют свои положения относительно рейки 5 и тяги 37.

При натяжении ремня необходимо вводить корректировку в положение элементов, поворачивая сектор 30 относительно тяги 37 и сменяя рычаг 31 по оси 32.

Механизм переключения скоростей на станках 16Б16К, 16Б16КП, 16Г16К, 16Л20К, 16Л20КП

Установка частоты вращения шпинделя осуществляется рукояткой 9 (см. рис.3) и двумя рукоятками 14 и 15.

Управление автоматической коробкой передач (AКП), установленной на станках, производится с помощью рукоятки 15, расположенной на панели электрошкафа.

Описание работы и устройства АКП приведено в руководстве по эксплуатации коробки передач.


Шпиндельная бабка токарно-винторезного станка 16Б16

Шпиндельная бабка токарно-винторезного станка 16Б16

Чертеж шпиндельной бабки токарного станка 16Б16

Механизм передней бабки получает движение от коробки скоростей через зубчатый ремень и разгруженный приемный шкив 7 (рис.6) с уплотнением 4.

Шкив 7 сидит на конусе муфты-шестерни 5, вращающейся на двух радиально-упорных подшипниках 3, расположенных в корпусе 6.

Выборка осевого люфта в подшипниках производится пружиной 4.

Шпиндель станка от приемного шкива через муфту-шестерню 5 получает 12 скоростей вращения напрямую; 12 скоростей с перебором 1:4 через зубчатые колеса 5, 8, 16, 15; 12 скоростей с перебором 1:16 через зубчатые колеса 5, 8, 11, 10, 13, 14, 16, 15.

Включение переборных групп, зубчатой муфты-шестерни 12 или отключение шпинделя для деления на заходы при нарезании резьб осуществляется рукояткой 9 (см. рис.3) с помощью переводок через систему рычагов, управляемых кривыми кулачков.

Надежная фиксация оси рукоятки 9 от проворота в рабочем положении производится подпружиненный шариком, расположенный в стакане на задней стенке корпуса шпиндельной бабки.

Шпиндель 17 (см. рис.6) станка вращается на двух конических роликоподшипниках 18 и 21.

Выбор радиального зазора в подшипниках производится пружинами 20.

Шпиндель станка, имеющий фланцевый передний конец, выполненный по ГОСТ 12593-72, обеспечивает быструю смену планшайбы и надежное ее крепление.

Механизм передней бабки позволяет:

  • производить нарезание резьб с увеличенным шагом в 4 и 16 раз;
  • нарезать правые и левые резьбы;
  • производить нарезание многозаходных резьб при работе с переборами 1:4 и 1:16 с числом заходов 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, 30, а при работе напрямую с числом заходов 2, 3, 4, 6, 12.

Передачи осуществляются зубчатыми колесами 1, 2, 22, 23, 24 и колесами, перечисленными выше.


Подшипники шпинделя токарно-винторезного станка 16Б16

Шпиндель станка 16Б16 смонтирован на 2-х роликовых конических подшипниках:

  • 18. Передний подшипник № 4-697716 роликовый конический двухрядный, класс точности 4
  • 21. Задний подшипник № 4-17814 роликовый конический однорядный, класс точности 4

Регулировка шпиндельных подшипников

Комплект шпиндельных подшипников отрегулирован заводом-изготовителем и регулировки в процессе эксплуатации не требует.

В случае замены комплекта шпиндельных подшипников при ремонте затяжку переднего подшипника 18 (см. рис.6) гайкой 19 необходимо производить до начала изменения радиального биения оси шпинделя, при этом крутящий момент на гайке 19 не должен превышать 5 Н·м (приблизительно).

При затяжке заднего подшипника 21 крутящий момент на гайке 9 не должен превышать 110 Н·м (приблизительно).


Технические характеристики подшипника № 697716

Подшипник 697716 - это роликовый, радиально-упорный, конический (или же такой тип еще именуют «с коническими роликами»), двухрядный, широкой серии. Отличительной особенностью является наличие борта на наружном кольце. Применяется для восприятия радиальных и двухсторонних осевых нагрузок, при этом последние не должны превышать 40% от неиспользованной допустимой радиальной. Устанавливается в узлы, где требуется высокая жесткость и долговечность работы, а также одновременно с этим высокая точность вращения. В свете последнего подшипники выпускаются только 2-й или 4-й степенями точности и с латунными сепараторами, по ТУ: 12-697716Л (группа радиального зазора — 1) и 14-697716Л.

В России этот подшипник изготавливают на Волжском подшипниковом заводе — 15 ГПЗ (продукция маркируется сейчас VPZ), а точнее, на филиале самарского Завода Авиационных Подшипников, который существует при 15 ПЗ. Подшипники купить лучше всего у одного из дилеров ЕПК, к которой относятся оба завода в настоящее время. Цена подшипника, изготовленного по второму классу точности составляет чуть более 10000 рублей, по четвертому — на несколько сотен рублей дешевле. Если же эти подшипники вам предлагают по существенно более низким ценам, то это повод насторожиться — скорее всего они будут неликвидными, в лучшем случае — с хранения, с истекшим сроком консервации и без заводской гарантии.

Размеры и характеристики подшипника 697716

  • Внутренний диаметр (d): – 80 мм;
  • Наружный диаметр (D): – 140/147 мм;
  • Ширина (H): – 85 мм;
  • Масса: – 5,11 кг;
  • Размеры ролика: — 13,19/14х23,4 мм;
  • Количество роликов: — 39 шт;
  • Грузоподъемность динамическая: — 249 кН;
  • Грузоподъемность статическая: — 446 кН;
  • Максимальная номинальная частота вращения: — 3800 об/мин.

Схема подшипника 697716

Схема подшипника 697716 токарного станка 16Б16


Фото подшипника 697716

Фото подшипника 697716 токарно-винторезного станка 16Б16


Технические характеристики подшипника № 17814

Подшипник 17814 - это роликовый, радиально-упорный, конический (или же такой тип еще именуют «с коническими роликами»), однорядный.

Производится этот тип согласно ТУ 37.006.133. Угол контакта у конических подшипников составляет от 10 до 18°, что позволяет эксплуатировать их в условиях высоких радиальных и осевых нагрузок. Характерной особенностью изделий серии 17000 является наличие пружин на внешнем кольце.

Подшипники этого типа выпускаются в настоящее время только на одном предприятии страны — ОАО «Завод Авиационных Подшипников», а точнее в его филиале при 15 ГПЗ в городе Волжский (модификация 2-17814 Л, с сепаратором из латуни, 2-ой степени точности или 4-17814 Л, более низкой четвертой). На изделии, которое вы купите, наверняка будет стоять обозначение 15 ГПЗ или VPZ — по сути, филиал ЗАПа, это лишь цех на этом заводе и раньше подшипники этого типа выпускались с такой маркировкой. В отличии от большинства других роликоподшипников серии 17000, данный тип имеет более менее значимую степень применяемости, поэтому с его покупкой проблем возникнуть не должно, однако купить его можно в основном не у официальных представителей ЕПК, а у фирм, занимающихся скупкой — перепродажей подшипниковой продукции (грубо говоря, неликвидами). Этот подшипник бывает у них, как правило, удовлетворительного качества и цена намного меньше официальной заводской.

Размеры и характеристики подшипника 17814

  • Внутренний диаметр (d): – 70 мм;
  • Наружный диаметр (D): – 120 мм;
  • Ширина (H): – 65,44 мм;
  • Масса: – 2,54 кг;
  • Размеры ролика: — мм;
  • Количество роликов: — шт;
  • Грузоподъемность динамическая: — 109,2 кН;
  • Грузоподъемность статическая: — 162,6 кН;
  • Максимальная номинальная частота вращения: — 4400 об/мин.

Схема подшипника 17814

Схема подшипника 17814 токарного станка 16Б16


Фото подшипника 17814

Фото подшипника 17814 токарно-винторезного станка 16Б16



Суппорт токарно-винторезного станка 16Б16

Суппорт токарно-винторезного станка 16Б16

Чертеж суппорта токарного станка 16Б16


Резцедержатель с помощью суппорта может перемещаться вдоль и поперек станины от механического привода на рабочей подаче и ускоренно, а также от руки.

Каретка и поперечная ползушка суппорта имеют ограничения хода в обе стороны. При перемещении суппорта до упора срабатывает механизм отключения фартука.

При необходимости каретка суппорта (рис.11) с помощью винта 18 (см. рис.3) может быть закреплена в любом месте станины.


Фартук

Фартук имеет четыре пары кулачковых муфт I (рис.9), 2, 3, 4, которые позволяют осуществлять прямой и обратный ходы каретки и суппорта. Управление перемещениями каретки и нижней части суппорта осуществляется рукояткой 19. Направление включения рукоятки совпадает с направлением перемещения каретки и суппорта.

Включение быстрых перемещений суппорта в указанных четырех направлениях осуществляется дополнительным нажатием кнопки IB, встроенной в рукоятку 19.

При этом включается электродвигатель быстрых ходов, который через клиноременную передачу сообщает движение ходовому валу.

Величина перемещения фартука с помощью маховика отсчитывается по лимбу и нониусу с ценой деления, соответственно, I и 0,1 мм.

Фартук имеет блокирующее устройство, препятствующее одновременному включению продольной и поперечной подач суппорта и маточной гайки станка.

В фартук встроен предохранительный механизм от перегрузки станка, отрегулированный на максимальную величину усилия отключения фартука (6000 ± 500) H.

При работе по упорам усилие отключения фартука можно снизить до необходимой величины гайкой 6 и ослаблением пружины 7.

Предохранительный механизм работает следующим образом.

При встрече каретки с упором или при перегрузке и, следовательно, остановке червячного зубчатого колеса 14, червяк 13, продолжая вращаться, вывертывается и через сухарь 12, толкатель II, упорный подшипник 10, сжимая пружину 7, толкает стакан 9 вправо.

Защелка 8, западая в прорезь стакана 9, препятствует возвращению червяка в исходное положение.

При дальнейшем вращении червяка происходит смещение муфты 15 вправо под воздействием пружины 15, мелкозубая часть муфты 15 выходит из зацепления с муфтой 17. Червяк 13 превращает вращаться.

Чтобы включить фартук, необходимо освободить стакан 9, подняв защелку 8.

Пружина 7 включит расцепленные зубчатые муфты 15. 17 и червяк 13.

Для нарезания резьбы необходимо рукоятку 19 установить в нейтральное положение и рукояткой 20 включить маточную гайку. При этом реечную шестерню следует вывести из зацепления, вытянув кнопку 5 на себя.

Смазка фартука, направляющих станины и каретки производится плунжерным насосом, встроенным в крышку фартука.


Задняя бабка токарно-винторезного станка 16Б16

Задняя бабка токарно-винторезного станка 16Б16

Чертеж задней бабки токарного станка 16Б16


Задняя бабка крепится к станине через систему рычагов и эксцентрик рукояткой I (рис.12).

При необходимости поперечное смещение корпуса осуществляется винтами 10, 12 при отжатом положении зажина рукоятки I.

Контроль правильного положения корпуса задней бабки производится грубо по пригашенным при сборке местам и точно по оправке, зажатой в центрах станка.

При этом несовпадение оси вращения шпинделя и оси отверстия пиноли в горизонтальной плоскости не должно превышать 0,01 мм.

Плоский конец винта 4 скользит в фиксирующем пазу эксцентрика 3. чтобы вывернуть винт 4 для демонтажа эксцентрика 3, необходимо цековку А совместить с винтом 4.

Зажим пиноли 8 осуществляется рукояткой 7.

ВНИМАНИЕ! МАКСИМАЛЬНЫЙ ХОД ПИНОЛИ - 120 мм. Винт 9 перемещается от маховичка 2.


Станина станка

Станина - литая чугунная коробчатой формы с поперечными П-образными ребрами - имеет две призматические и две плоские направляющие. Направляюще подвергнуты термообработке с последующей шлифовкой. Станина устанавливается на одной тумбе. В нише правого торца станины размещен электродвигатель ускоренных ходов каретки.

На задней стенке у левого торца тумбы смонтирована коробка скоростей, у правого - станция смазки, а внутри тумбы расположен электродвигатель главного привода.

В нише правого торца тумбы расположены бачок для охлаждающей жидкости и насос системы охлаждения.


Коробка передач станка (гитара)

Коробка передач представлена на рис.7 и служит для передачи движения от выходного вала передней бабки к приводному валу коробки подач.

Для получения подачи и нарезания метрической и дюймовой резьб устанавливаются зубчатые колеса основного набора с передаточным отношением 40/73 73/64 , а для нарезания модульной и питчевой резьб - с передаточным отношением 60/73 * 86/36

Ограждение коробки передач снабжено электрической блокировкой, исключающей случайное включение станка при открытом кожухе ограждения.


Коробка подач

Коробка подач унифицированная 16Б16П.070.000 состоит из зубчатых колес 1-14, 16-23 и получает движение от выходного вала передней бабки через сменные зубчатые колеса коробки передач.

Необходимые подачи и шаги резьбы устанавливался поворотом рукояток 3 и 36 (см. рис.3), расположенных на передней крышке коробки подач.

Включение ходового винта или ходового валика, выбор типа резьбы производится рукояткой 2.

Направление вращения ходового винта изменяется поворотом рукоятки 7, нормальный или увеличенный шаг резьбы устанавливается рукояткой 6.

Для нарезания более точных резьб в коробке подач предусмотрено положение рукоятки 2, при котором ходовой винт включается напрямую, минуя механизм коробки подач. При этом нужный шаг подбирается сменными зубчатыми колесами специального набора.

Для осуществления быстрых перемещений суппорта в коробке подач смонтирована обгонная муфта 15 (см. рис.8), назначение которой - отключить коробку подач при быстром обратном ходе суппорта.

Механизм переключения зубчатых колес коробки подач собран на одной плите 26, которая крепится к корпусу коробки подач. Переключение зубчатых колес осуществляется с помощью системы рычагов, тяг и кулачков. Фиксация рабочего положения зубчатых колес обеспечивается подпружиненными шариками, находящимися в рукоятках переключения.

При демонтаже механизма переключения необходимо следить за правильной установкой зубчатых колес 24 и 2.5, имеющих риски, которые при монтаже должны совпадать, иначе порядок сцепления зубчатых колес коробки подач будет нарушен.


Устройство для защиты от стружки

Устройство для защиты от стружки состоит из ограждения суппорта и ограждения станка.

Ограждение суппорта, имеющее откидной прозрачный экран, крепится на каретке и перемещается вместе с ней.

Предусмотрена регулировка установки экрана по высоте.

Назначение ограждения станка, состоящего (в основном) из щитка, подвешенного сзади суппорта, защитить окружающее станок пространство от разлетающейся стружки.


Упор ограничения продольного перемещения каретки

Упор ограничения продольного перемещения каретки устанавливается на передней полке станины, крепится с помощью винтов и прижимной планки и снабжен винтом тонкой регулировки, имеющим нониус с ценой деления 0,05 мм.





Регулирование станка 16Б16

Комплект шпиндельных подшипников отрегулирован заводом-изготовителем и регулировки в процессе эксплуатации не требует.

В случае замены комплекта шпиндельных подшипников при ремонте затяжку переднего подшипника 18 (см. рис.6) гайкой 19 необходимо производить до начала изменения радиального биения оси шпинделя, при этом крутящий момент на гайке 19 не должен превышать 5 Н·м (приблизительно).

При затяжке заднего подшипника 21 крутящий момент на гайке 9 не должен превышать 110 Н·м (приблизительно).

При ремонте станка может появиться необходимость регулировки положения шпиндельной бабки относительно направляющих станины. Для этой цели служат винты 3 (рис.32), с помощью которых шпиндельная бабка разворачивается вокруг неподвижного штыря, расположенного в передней части корпуса.

Натяжение зубчатого ремня электродвигателя главного движения регулируется следующим образом: ослабляются винты крепления подмоторной плиты и, вращением винта 39 (см. рис.3), слегка натягивается зубчатый ремень.

Натяжение считается достаточным, если ветвь ремня от легкого натяжения рукой прогибается на 10... 15 мм.

ВНИМАНИЕ! ПОЯВЛЕНИЕ УДАРОВ ПРИ ПУСКЕ СТАНКА, ОСОБЕННО НА БОЛЬШИХ ЧАСТОТАХ ВРАЩЕНИЯ ШПИНДЕЛЯ, ГОВОРИТ О СЛАБОМ НАТЯЖЕНИИ РЕМНЕЙ.

Натяжение ремня коробки скоростей осуществляется в следующем порядке: ослабляются винты крепления редуктора и вращением регулировочного винта 38 (см. рис.3) редуктор смещается вниз на необходимую величину. Ветвь ремня должна прогибаться от легкого нажатия рукой на I5...20 мм.

Чтобы сохранить положение рукоятки 37 неизменным, после натяжения ремня необходимо ослабить винты зубчатого сектора 30 (см. рис.5). Рукоятка 37 (см. рис.3) устанавливается в правильное положение и (фиксируется сектором 30 (см. рис. 5).

Натяжение ремня привода ускоренного хода осуществляется регулировочным винтом I (см. рис. 32), который фиксируется гайкой 2.

ВНИМАНИЕ! НЕОБХОДИМО ТЩАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА НАТЯЖЕНИЕМ РЕМНЕЙ В ПЕРВЫЕ 48 ч РАБОТЫ СТАНКА.

При точении конуса корпус задней бабки может смещаться в поперечном направлении при помощи винтов 10 и 12 (см. рис.12).

Для совпадения осей центров передней и задней бабок совмещают запиленные при сборке плоскости корпуса и низка.

Задняя бабка прижимается к направляющим станины эксцентриковым зажимом. Для регулирования зажима необходимо заднюю бабку сдвинуть вправо так, чтобы правая часть бабки свесилась со станины; отверткой отрегулировать необходимую длину тяги 6 и законтрить ее гайкой 5 в этом положении.

Установка рукоятки зажима пиноли 11 в удобном для работы положении может быть достигнута подшлифовкой проставочного кольца.

Свободный ход винта поперечного перемещения суппорта, возникающий при износе гайки винта поперечной подачи, необходимо выбрать следующим образом:

  • снять крышку I (см. рис. II) и через окно в ползушке расконтрить гайку 3;
  • вращая гайку 2, отрегулировать свободный ход винта смещением полугайки 4 в осевом направлении;
  • законтрить гайку 2 гайкой 3.

Оптимальная величина свободного хода определяется легкостью хода ползушки и не должна превышать I... 2 делений лимба.

Если по мере износа рукоятка резцедержателя 1 (см. рис. 10) в зажатом положении останавливается в неудобном месте, то путем подшлифовки или замены проставочного кольца можно установить рукоятку I в нужном положении.

Зацепление маточной гайки 27 (см.рис.9) с ходовым винтом отрегулировано на заводе-изготовителе.

Зацепление в гитаре сменных зубчатых колес должно быть отрегулировано так, чтобы зазор между профилями зубьев находился в пределах 0,1...0,2 мм.

Выбор оптимального зазора между кареткой и направляющими станины осуществляется путем подшлифовки прижимных планок каретки.

Выбор зазоров в направляющих поперечной ползушки производится подтяжкой соответствующих клиньев.







Электрооборудование токарно-винторезного станка 16Б16

Схема электрическая принципиальная токарно-винторезного станка 16Б16

Схема электрическая токарно-винторезного станка 16Б16

Электрическая схема токарного станка 16Б16

1. Схема электрическая токарно-винторезного станка 16Б16КА. Скачать в увеличенном масштабе

2. Схема электрическая токарно-винторезного станка 16Б16КА. Скачать в увеличенном масштабе


Схема расположения электрооборудования на станке предоставлена на рис. 16.

Электропривод станка состоит из четырех трехфазных асинхронных электродвигателей М1, М2, МЗ и М4.

Коробка скоростей главного привода станков 16B16, 16Б16П, 16Л20, 16Л20П и 16Г16 имеет две электромагнитные муфты, которыми осуществляются пуск и торможение шпинделя станка.

Коробка скоростей станков 16Б16К, 16Б16КП, 1620К, 16Г16К, 16Л20КП имеет семь электромагнитных муфт, с помощью которых осуществляются переключение скоростей, пуск и торможение шпинделя станка.

Для управления включением и остановом шпинделя станка имеются две рукоятки: правая переключателя S 8 и левая переключателя S 9.

Реверс шпинделя станка осуществляется за счет реверса электродвигателя М1 главного привода.

Станок снабжен электрошкафом.

На ставке могут применяться следующие напряжения: силовая цепь - трехфазная, 50 Гц 380 В; цепь управления переменного тока - 110 В, постоянного тока - 24 В; цепь местного освещения — 24 В; цепь сигнализации - 29 В.






Токарно-винторезный универсальный станок 16Б16. Видеоролик.




Технические данные и характеристики станка 16Б16

Наименование параметра 1616 1А616 16Б16
Основные параметры
Класс точности по ГОСТ 8-82 Н Н Н
Наибольший диаметр заготовки, обрабатываемой над станиной, мм 320 320 320
Наибольший диаметр заготовки, обрабатываемой над суппортом, мм 175 180 180
Наибольшая длина заготовки, обрабатываемой в центрах (РМЦ), мм 750 710 500,750,1000
Наибольшая длина обтачивания, мм 700 660 960
Высота от опорной поверхности резца до линии центров, мм 20 25
Наибольшее расстояние от оси центров до кромки резцедержателя, мм 185 170
Высота оси центров над плоскими направляющими станины (высота центров), мм 160 165
Наибольшая масса заготовки, обрабатываемой в патроне, кг
Наибольшая масса заготовки, обрабатываемой в центрах, кг
Шпиндель
Диаметр сквозного отверстия в шпинделе, мм 30 35 45
Наибольший диаметр прутка, проходящий через отверстие в шпинделе, мм 29 34 44
Частота прямого вращения шпинделя, об/мин 19..1415 9..1800 (11,2..2240) 25..2500
Число ступеней частот прямого вращения шпинделя 24 21 21
Частота обратного вращения шпинделя, об/мин 19..1415 9...1800 (11,2..2240) 25...1250
Число ступеней частот обратного вращения шпинделя 24 21 18
Размер внутреннего конуса в шпинделе, М Морзе 5 Морзе 5 Морзе 6
Конец шпинделя по ГОСТ 12593-72
Торможение шпинделя нет есть есть
Блокировка рукояток нет есть есть
Суппорт. Подачи
Наибольшее перемещение продольной каретки суппорта от руки, по валику, по винту, мм 850/ 750/ 750 670 500,750,
Наибольшее перемещение поперечной каретки суппорта от руки, по винту, мм 210/ 90/ нет 195 220
Цена деления лимба продольного перемещения суппорта, мм 1 1
Цена деления лимба поперечного перемещения суппорта, мм 0,02 0,05
Число ступеней продольных подач 140
Пределы продольных рабочих подач, мм/об 0,07..1,67 0,065..0,91 0,05..2,8
Пределы поперечных рабочих подач, мм/об 0,02..1,24 0,065..0,91 0,025..1,4
Скорость быстрых перемещений суппорта, продольных, м/мин нет нет 4
Скорость быстрых перемещений суппорта, поперечных, м/мин нет нет 2
Количество нарезаемых резьб метрических
Пределы шагов нарезаемых резьб метрических, мм 0,5..9 0,5...24 0,25...56
Количество нарезаемых резьб дюймовых
Пределы шагов нарезаемых резьб дюймовых 38..2 56..1 112..0,5
Количество нарезаемых резьб модульных
Пределы шагов нарезаемых резьб модульных 0,5..9 0,25..22 0,25..56
Количество нарезаемых резьб питчевых
Пределы шагов нарезаемых резьб питчевых нет 128...2 112...0,5
Резцовые салазки
Наибольшее перемещение резцовых салазок, мм 105 120
Перемещение резцовых салазок на одно деление лимба, мм 0,02 0,05 0,05
Наибольший угол поворота резцовых салазок, град ±45° ±90° ±90°
Цена деления шкалы поворота резцовых салазок, град
Наибольшее сечение державки резца, мм 20 х 30 20 х 25
Высота от опорной поверхности резца до оси центров (высота резца), мм 20 25 25
Число резцов в резцовой головке 4 4 4
Задняя бабка
Диаметр пиноли задней бабки, мм
Конус отверстия в пиноли задней бабки по ГОСТ 2847-67 Морзе 4 Морзе 4
Наибольшее перемещение пиноли, мм 95 120
Перемещение пиноли на одно деление лимба, мм 1 1
Величина поперечного смещения корпуса бабки, мм ±10 ±10 ±10
Электрооборудование
Количество электродвигателей на станке 3 2 4
Мощность электродвигателя главного привода, кВт 2,8/ 1420 4 4,2; 7,1
Тип электродвигателя главного привода АОЛ42-4 А02-41-4 4А132М8/4У3
Мощность электродвигателя маслонасоса, кВт 0,1
Мощность электродвигателя насоса охлаждения, кВт 0,1 0,125 0,125
Насос охлаждения (помпа) ПА-22 ПА-22 ПА-22
Габариты и масса станка
Габариты станка (длина ширина высота), мм 2355 х 852 х 1275 2135 х 1225 х 1220 2025 х 1110 х 2270
Масса станка, кг 1850 1500 1900

Приложение: В случае поставки станка с выемкой в станине, конусной линейкой или гидросуппортом руководство дополняется соответствующими приложениями.


    Список литературы:

  1. Станки токарно-винторезные 16Б16, 16Б16п, 16л20, 16л20п, 16л20ф1, 16л20пф1, 16г16, 16г16к, 16Б16к, 16Б16кп, 16л20к, 16л20кп, 16е16кп. Руководство по эксплуатации 16Б16П.000.000 РЭ, 1989

  2. Ачеркан Н.С. Металлорежущие станки, Том 1, 1965
  3. Батов В.П. Токарные станки, 1978
  4. Белецкий Д.Г. Справочник токаря-универсала, 1987
  5. Денежный П.М., Стискин Г.М., Тхор И.Е. Токарное дело, 1972. (1к62)
  6. Денежный П.М., Стискин Г.М., Тхор И.Е. Токарное дело, 1979. (16к20)
  7. Модзелевский А. А., Мущинкин А.А., Кедров С. С., Соболь А. М., Завгородний Ю. П., Токарные станки, 1973
  8. Пикус М.Ю. Справочник слесаря по ремонту станков, 1987
  9. Схиртладзе А.Г., Новиков В.Ю. Технологическое оборудование машиностроительных производств, 1980
  10. Тепинкичиев В.К. Металлорежущие станки, 1973
  11. Чернов Н.Н. Металлорежущие станки, 1988




Связанные ссылки. Дополнительная информация